Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

Жизнь и творчество Епифания Премудрого (краткий обзор)

  • Статья
  • Еще по теме

Творчество Епифания Премудрого представляет собой одну из самых ярких страниц в истории древнерусской книжности. Агиограф рубежа XIV—XV вв., современник великого русского иконописца Андрея Рублева внес свой неоценимый вклад в развитие восточнославянского искусства слова.

Епифаний Премудрый был одним из самых глубоко образованных писателей русского средневековья. Он сочетал в себе огромные богословские знания, филологическую эрудицию и редкую начитанность. В его сочинениях приводятся (вероятно, по памяти) сотни цитат из священных текстов, множество исторических аналогий, используется разнообразный арсенал риторических приемов, многие из которых восходят еще к традициям античного красноречия. Нельзя забывать и о литературном таланте Епифания Премудрого. Но как самобытный автор он тем не менее считался с многовековой историей русской книжности, умело пользуясь опытом и достижениями предшественников.

О жизни Епифания Премудрого известно немного. Он, видимо, получил образование в монастыре Григория Богослова в Ростове, изучил славянский и греческий языки. Возможно, Епифаний побывал на Афоне и в Константинополе. В конце ХIV — начале XV вв. агиограф создал свое первое произведение, относящееся к житийному жанру, - "Житие Стефана Пермского". Большинство исследователей датирует этот памятник 1396 г.

В первой четверти XV в. Епифаний Премудрый подвизался в Троице-Сергиевом монастыре, где собрал материал, легший в основу другого сочинения, "Жития Сергия Радонежского". Это произведение было закончено после смерти Сергия (преподобный умер 25 сентября 1392 г.). Кроме того, Епифанию Премудрому приписываются «Похвала» Сергию и краткое послание епископу тверскому Кириллу об иконописце Феофане Греке.

В эпоху Куликовской битвы на северо-востоке Руси все более значимой становится идея единства, духовной любви и примирения людей. Именно фигуры святых Стефана и Сергия выражают эти нравственные идеалы и становятся центральными в истории русской религиозной жизни того времени.

Источник: Древнерусская литература XI-XVII вв.: учеб. для вузов. / Под ред. В.И. Коровина. М.: Владос, 2003.

🔍 смотри также:
Понравился материал?
13
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 6111