Меню сайта
Статьи » Древнерусская литература » Другое

"Слово о погибели Русской земли": общая характеристика, автор и жанр

  • Статья
  • Еще по теме

"Слово о погибели Русской земли" — это произведение, которое известно до сих пор лишь в двух списках — XV и XVI вв. В обоих случаях вслед за ним следует "Повесть о житии Александра Невского", что давало повод многим ученым говорить о связи двух памятников. Однако в последнее время большинство ученых пришло к выводу о том, что произведения самостоятельны, созданы в различное время, а соединены были в процессе рукописного бытования. "Слово о погибели Русской земли", видимо, было создано в самом начале татаро-монгольского нашествия на Русь, поскольку в числе "нынешних" князей назван Юрий Всеволодович Владимирский, погибший в битве на реке Сити в марте 1238 г.

Изучение текста произведения затрудняется тем обстоятельством, что до нашего времени дошел лишь его первый отрывок, обрывающийся в середине фразы. Поэтому представления о художественной специфике произведения не могут быть полными.

Состав текста

Известный нам отрывок по смыслу может быть разделен на три фрагмента. Первый представляет собой восторженный гимн красоте и богатству «светло-светлой и украсно украшенной земли Русской», созданный в эмоционально-риторическом стиле. Вторая часть — воспоминание о былом могуществе и славе Руси. В центре этого фрагмента стоит образ Владимира Мономаха, нарисованный в легендарном духе с помощью ряда гипербол, в том числе упоминания, что именем князя половцы пугали своих детей в колыбелях. Третья часть начата незаконченной фразой о том, что «в ты дни болезнь крестианом от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго Ярослава, и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго».

Авторство и жанр произведения

Вопрос об авторе также остается нерешенным. Предполагают, что автор «Слова о погибели Русской земли» был выходцем из южной Руси, поскольку хорошо знал легенды о Владимире Мономахе южнорусского происхождения, а произведение написал в северо-восточной Руси, так как имена "нынешних" князей и перечисленные окрестные народы связаны с этими землями. Так или иначе, при полной ясности авторской позиции личность автора, его биографические данные не выводимы из художественного текста.

Вполне естественно, что если о жанре «Слова о полку Игореве» существует множество суждений, то еще сложнее обстоит дело со "Словом о погибели Русской земли " в связи с неполнотой дошедшего до нас текста. В решении этого вопроса существуют, как представляется, два пути.

Первый — уподобляя жанр "Слова о погибели Русской земли" жанру более раннего произведения, принять какое-либо жанровое определение "Слова о полку Игореве". С нашей точки зрения, наилучшим является термин "лиро-эпическая песнь". В таком решении проблемы будет в то же время некоторое допущение: придется предположить, что за вступлением следовала эпическая часть.

Другой путь — рассмотрение текста произведения как принадлежащего к жанровому типу лирического рассуждения, возможно, поучению. Но, сопоставляя сохранившийся текст с поучениями Серапиона Владимирского на ту же тему, обнаруживаем отсутствие в "Слове о погибели Русской земли" цитат из Библии, широко использованных проповедником, и наличие ряда поэтических средств, сближающих памятник не только со "Словом о полку Игореве", но и с народным творчеством, что отличает его от жанра поучений. Таким образом, вопрос о жанре "Слова о погибели..." остается открытым и может рассматриваться лишь гипотетически.

Источник: Древнерусская литература XI-XVII вв.: учеб. для вузов. / Под ред. В.И. Коровина. М.: Владос, 2003.

🔍 смотри также:
Понравился материал?
23
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 15614