Меню сайта

Статьи » Общие темы » Теория литературы

Детский игровой фольклор: общая характеристика

Простейшие игры, в которые вовлекаются дети младшего возраста, являются естественным продолжением первых физических упражнений и забав, сопровождавшихся потешками и прибаутками. Только теперь детям предстоит самостоятельно выполнять действия, которые предлагаются фольклорным сценарием. Как правило, в качестве ведущих теперь выступают не взрослые, а дети старшего возраста, обычно девочки.

Часть детских игр восходит к древним обрядовым действам. Таковы, например, «Кострома» и «Ярилки», в трансформированном виде донесшие до нас отголоски летних языческих игрищ. В детский обиход перешла часть хороводно-игровых песен весенне-летнего периода. В них имитировались охота, земледелие, брачные ритуалы. Наиболее известны «Лен», «Мак», «Капустка», «А мы просо сеяли».

Ученые видят в играх детей дошкольного возраста ведущий тип деятельности. Они оказывают влияние не только на физическое, но и на психическое развитие ребенка. По мнению Л.С. Выготского, для психического развития игры имеют то же значение, что обучение в младшем школьном возрасте. В прежнее время дети раньше приобщались к заботам и образу жизни взрослых. Игры должны были подготовить их к жизненной борьбе и труду, закрепить определенные навыки и представления

Важным элементом игры является ритмически организованное слово. Для того чтобы определить соотношение сил и порядок игры, используют жеребьевые скороговорки и считалки. Простая жеребьевка обычно сводится к выбору одного из двух предложенных понятий: «Злато или серебро? », «Царь или глухарь? » Известны и более сложные жеребьевые скороговорки, имеющие форму рифмованного двустишия: «За печкой заблудился или в ложке утопился?», «Матка, матка, чей вопрос: кому гриву, кому хвост?»"

Считалки представляют собой стишки с четким ритмом и характерной концовкой, позволяющие выявить ведущего; тот, на кого падает последнее слово, выходит или остается водить:

- Заяц белый,

Куда бегал?

- В лес по лыки.

- Чего делал?

- Щепы драл.

- Куда ножик клал?

- Под корыто.

- Кто украл?

- Родивон.

- Поди вон!

Игровой фольклор и в настоящее время сохраняет продуктивность. На протяжении всего XX столетия создавались новые оригинальные произволения. К первой половине века относится считалка:

Ниточка, иголочка,

Вышла комсомолочка.

Последние десятилетия XX в. также обогатили детский репертуар:

Шла машина темным лесом

За каким-то интересом.

Инте-, инте-, интерес,

Выходи на букву С.

Буква С нам не нужна,

Выходи на букву А.

Однако не перестает вызывать удивление устойчивость традиции: новые веяния затронули содержание, но не оказали заметного влияния ни на композицию, ни на ритмику считалок.

Во многих случаях приговоры, диалоги, припевки являлись неотъемлемым элементом игры, частью сценария. Например, раньше при игре в прятки водящий исполнял так называемые «кулючки»:

Кулю, кулю-баба,

Не выколи глаза:

Сын под окошком,

Свинья под лукошком.

Пора что ли?

Если играющие говорили «нет», водящий повторял «кулючки», если же дети молчали, он отправлялся на поиски. Нередко и сейчас можно услышать, как «жмурящийся» приговаривает речитативом:

Раз, два, три, четыре, пять.

Я иду искать…

Некоторые формы предельно лаконичны. Например, возглас "обознаточки-перепряточки" означает, что водящий ошибся и игру надо начинать сначала.

В прошлом детское игровое пространство представляло собой особый мир, в известной мере закрытый для взрослых. Общее веселье, сопровождавшееся исполнением песен, отличало компании детей младшего возраста. Здесь популярными были игры «Гуси и волк» («Коршун и цыплята»). Девочки охотно играли в схожие между собой «Ведьму», «Лису», «Лягушку». Водящую выбирали путем жеребьевки. Ее старались раздразнить. Например, Лягушке кричали «Я в лягушечьем дому, что я делаю хочу, лягушка-то дура, губы-то надула». Водящая ловила своих обидчиц. Так же играли к «Бабу Ягу». Водящая распускала волосы, брала в руки палку и притворялась спящей. Остальные играющие дразнили ее. «Проснувшаяся» Яга ловила девочек. Кого поймает, той водить.

Подростки обычно делились на соревнующиеся партии. Игры мальчиков не только требовали большей силы и ловкости (лапта, чехарда, свайка, ножик, чижик), но были более жесткими. Многие забавы заканчивались наказанием проигравшего. Крестьянская молодежь очень любила игру в горелки (салки, догонялки).

Наряду с подвижными играми существовали спокойные, вырабатывавшие усидчивость и терпение: «замри», «гляделки», «молчанки». В них слову также отводилась организующая роль: «Чок-чок-чок, губы на крючок» — при игре в молчанки.

Несомненно, многочисленные считалки, скороговорки, приговорки выполняли не только игровую функцию. Прежде всего они представляли собой продукт художественного творчества, именно этим можно объяснить их устойчивость в детском быту, в то время как традиционные игры подверглись заметному разрушению.

Источник: Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. - М.: Высш. шк., 2004

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Категория: Теория литературы | Добавил: katerina510 (30.12.2016)
Просмотров: 62 | Теги: игровой фольклор, фольклор, детский фольклор
Всего комментариев: 0 Всегда рады вашим комментариям
avatar