Меню сайта

Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Русский фольклор: общая характеристика, характеристика жанров с примерами

  • Статья
  • Еще по теме

Устное народное творчество (иначе – фольклор) – это созданное народом словесное искусство, которое передается из уст в уста, из поколения в поколение, и закрепляется в бытовом укладе народа. Фольклор – это форма творческого самовыражения личности или коллектива, которая считается древнейшей, появившейся задолго до возникновения литературы. Он стал основой и источником для творчества многих авторов. Литература, появившаяся позже, изначально была связана с высшими слоями общества. В отличие от нее, фольклор оставался достоянием масс и удовлетворял их эстетические потребности.

Фольклор связан с народными верованиями, а также с мифологией.

Народная сказка до наших дней является одним из излюбленных жанров русского фольклора. Различают следующие 3 вида сказок: бытовая, волшебная и о животных.

Сказки о животных являются самыми древними, поскольку в них отражены мифологические представления о тех далеких временах, когда животные были тотемом племени, рода, человека. К примеру, сказка "Кот, Лиса и Петух" напоминает миф о разорении родного очага врагами. Лиса представляет враждебный огонь, а Петух – домашний очаг. Кот – добрый дух-хранитель дома, который спасает очаг. В "Курочке Рябе" можно увидеть миф о рождении солнца (его образ – золотое яичко) от звездного неба, представленного Курочкой Рябой. Мышка представляет ночь, которая поглотила звездное небо. Солнечный (иначе – солярный) миф заключен даже в сказке о хвастливом Колобке. Также к сказкам о животных можно отнести такие известные сказки, как "Лиса и Журавль", "Петушок – Золотой гребешок", "Волк и Коза", "Теремок" и др.

Волшебная сказка появилась позже, но в ее основе тоже лежит перерожденный миф, правда не тотемический, а связанный с инициацией и представлениями об ином мире, в котором можно оказаться. Герои таких сказок – Василиса Прекрасная, Емеля, Иван-дурак, Иван-царевич и другие появляются на свет с высокими моральными качествами или необычными способностями. Они должны совершить благовидные поступки или подвиги. Чаще всего они попадают в загробное царство, к Кощею Бессмертному, к Бабе-яге, или "за тридевять земель, в тридесятое царство". Герои должны освободить или завоевать невесту или жениха, а затем устроить свадьбу с пиром на весь мир.

Примеры волшебных сказок: "Сивка-Бурка", "Финист – Ясный сокол", "Василиса Премудрая", "Иван-царевич и Серый Волк" и др. В них воспевается смелость, мужество, отзывчивость, доброта главных героев, которые служат примером для ребенка, вырабатывая у него такие качества, как справедливость, верность долгу, упорство. Поэтому в таких сказках добро непременно побеждает зло.

Народная смекалка и хитрость одерживают верх и в бытовой (иначе – социально-бытовой) сказке. Чудеса в ней сведены к минимуму, а сюжет основывается на реальных отношениях человека с необычными происшествиями. Чаще всего героем таких сказок является плутоватый мужик (или жадная жена, хитрая девушка, находчивый солдат). Герой обманывает черта, сварливую бабу, жадного попа, глупого барина и даже царя. Смысловой акцент в бытовой сказке обычно приходится на развязку. В ней наказывается порок и восстанавливается социальная справедливость. Примеры бытовых сказок: "Не любо – не слушай", "Набитый дурак", "Горшечник", "Удалой батрак", "Каша из топора" и др.

Былины (иначе – старины) – навеянные героико-патриотическим духом эпические повествования. В их основе лежат легенды и предания из жизни Древней Руси. Эти произведения написаны тягучим былинным стихом. Специальные сказители исполняли его нараспев.

Обратимся к циклу киевских былин. В нем представлен Владимир Красное Солнышко – киевский князь, реальная историческая фигура. Но он является собирательным образом идеального князя, в котором видны черты крестителя Руси Владимира Святославича, а также его потомка Владимира Мономаха. В этих былинах присутствуют и вымышленные герои-богатыри, у которых есть исторические прототипы. Например, Илья Муромец – это канонизированный русский святой, мощи которого находятся в Киево-Печерской лавре. Сходство с дядей князя Владимира прослеживается в образе Добрыни Никитича. Вольга напоминает нам Вещего Олега. Еще один интересный персонаж – Микула Селянинович. Он представляет собирательный образ русского землепашца, покровителем которого является святой Никола (Микула) Угодник.

Былины отличаются эпическим размахом в изображении событий (сборы в дорогу, сражения, обращения к друзьям и противникам) и героев (к примеру, богатырь Святогор настолько тяжел и огромен, что его не держит земля, его образ в сознании древних славян связан с представлениями о горных великанах). В былинах отражается патриотизм русского крестьянина.

Исторические песни во многом похожи на былины. В них также отражены славные события прошлого русского народа. Это лиро-эпические произведения, а изображенные в них события относятся обычно к более позднему периоду, с XVI века. У исторических песен есть конкретный исторический адресат. Этому герою певец либо сопереживает ("Пугачев казнен", "Пугачев в темнице"), либо воспевает его "удаль молодеческую", его подвиги ("Степан Разин на Волге", "Ермак готовится к походу на Сибирь", "Взятие Казани"), либо проникает в сокровенные мысли этого героя ("Дума Стеньки Разина").

Однако самыми богатыми по тематике и репертуару являются лирические песни. Они бывают любовными ("Уж ты, ночка, ты ноченька темная…", "Как пойду я, молоденька…"), трудовыми и артельными ("Дубинушка", "Эй, ухнем!"), семейными ("Выдала меня матушка далече замуж…", "Лучинушка"), хороводными ("Во поле береза стояла…", "Из-за лесу, лесу темного…") и т.д. В похоронных плачах и причитаниях изливалось горе по умершему. Эти произведения включают определенный набор словесных формул, и часто их исполнителями, особенно на Севере, являлись профессиональные "плакальщицы". Причитали и об отданных в рекруты мужьях и детях.

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Категория: Теория литературы | Добавил: katerina510 (26.12.2017)
Просмотров: 238 | Теги: фольклор, УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО