Трагедии Сумарокова; анализ "Дмитрия Самозванца"
Так как он был сторонником просвещенного абсолютизма, то в основе драматургического конфликта его пьес лежит идея подчинения чувства гражданскому долгу. Трагедии Сумарокова носят ярко выраженный политический характер. Автор заставляет своих героев неоднократно высказывать "правильные" мысли о монаршей власти, дворянской чести, святости долга перед отечеством и т.д. В драматургии Сумароков строго следует принципам классицизма, в частности, "правилу трех единств". Сумароков написал 9 трагедий: "Хорев" (1747), "Гамлет" (1748), "Синав и Трувор" (1750), "Аристана" (1750), "Семира" (1751), "Ярополк и Димиза" (1758), "Вышеслав" (1768), "Дмитрий Самозванец" (1771), "Мстислав" (1774). Наиболее значительной и важной в художественном и идеологическом плане является трагедия "Дмитрий Самозванец". Анализ трагедии "Дмитрий Самозванец""Дмитрий Самозванец" — тираноборческая трагедия. В образе главного героя Сумароков вывел тип "антимонарха", который своим характером, поступками, мыслями и намерениями демонстрирует все то, чего не должно быть в монархе истинном, настоящем. Таким образом, идеальный облик просвещенного, гуманного монарха создается по принципу "от противного". Дмитрия, самозваного царя, восшедшего на русский престол путем обмана, интриг и с помощью польской армии, обличают не только положительные герои — Ксения, дочь боярина Шуйского, и князь Георгий Галицкий. Дмитрий Самозванец энергично и настойчиво выявляет собственные пороки: Зла фурия во мне смятенно сердце гложет, Злодейская душа спокойна быть не может. Я к ужасу привык, злодейством разъярен, Наполнен варварством и кровью обагрён. В первом же явлении трагедии Дмитрий говорит, что он ненавидит русских: "Российский я народ с престола презираю". Дмитрий не уважает законов, так как считает, что высшая власть воплощается не в законе, а в "царской воле", которая, в свою очередь, диктуется не разумом, а "царской страстью". Одним из основных пороков тирана является его неуважение к личности: Вы, ползущая тварь и черви на земле, Внимайте рабственно монарше повеленье... Следует подчеркнуть, что, осуждая Дмитрия за его злодейства, Сумароков не ставит ему в вину "самозванство". Устами одного из героев, Пармена, автор высказывает свое отношение к праву на престол. Не "порода" и не наследственное право являются основными условиями царствования, но личные достоинства монарха: Когда бы ты не царствовал злонравно, Димитрий ты иль нет, сие народу равно. Характеры героев трагедии "Дмитрий Самозванец" (как и других пьес Сумарокова) лишены противоречивости, глубины, психологической сложности. В "Дмитрии Самозванце" нет героев, борющихся со своими пороками, страстями, преодолевающими искушение перед нравственным выбором и т.д. Конфликт между страстью и долгом не предполагает элементов психологической напряженности. Деление персонажей на положительных и отрицательных было резким и категоричным, лишенным оттенков и полутонов. Если Дмитрий — воплощение абсолютного зла, то Георгий и Ксения олицетворяют истинный патриотизм и являются носителями "разумных" чувств, а Пармен - воплощение долга и рассудительности. Трагедии Сумарокова преследовали двоякую цель. С одной стороны, они служили "уроком царям", указывая, чего вправе требовать подданные (прежде всего, дворяне) от монархов. С другой — воспитывали самих дворян, внушая им сознание гражданского долга, любовь к отечеству, благородство, чувство собственного достоинства. Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 26887
| |