Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Сумароков А.П.

Комедии Сумарокова: особенности, характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

А.П. Сумароков написал 12 комедий, основная часть которых относится к 1764-1768 гг. Наибольший интерес среди них представляет комедия "Опекун", главный герой которой Чужехват — олицетворение традиционного для классической комедии типа скупого. Однако Чужехват не только купец, но и лицемер, ханжа, сладострастник. Многие черты характера и поведения, воплощённые Сумароковым в своём герое, будут повторяться в лучших комедиях не только XVIII, но и XIX вв. Рассуждения Чужехвата типа "что... взято, то свято" или "пускай бы крали, кто без греха и кто бабе не внук" напоминают житейские принципы чиновников "Ябеды" Капниста и гоголевского городничего.

В комедиях Сумарокова начала 1770-х гг. можно обнаружить отход от канонов классицизма в сторону реалистического жизнеописания. В "Рогоносце по воображению", наряду с условными персонажами благородных влюбленных и лукавых слуг, даны образы провинциальных дворян Викулы и Хавроньи, в создании которых Сумароков отходит от однозначного и прямолинейного построения. Герои не лишены психологической достоверности, обусловленной присутствием элементов реальной жизни. Помещики — ограниченные, невежественные и жадные дворяне, говорящие только "о севе, о жнитве, о умолоте, о курах, о гусях, о баранах", берегущие "белую денежку на черный день". Их заботы о хозяйстве столь велики, что Хавронья сама кормит свиней. Это вызывает иронические замечания графа: "Домостроительство похвально, однако свиней кормить, кажется, дело не господское". Несмотря на подчеркнутое невежество Викулы и Хавроньи, резкий отзыв графа, называющего их скотами, и замечание дворецкого о том, что крестьяне у них по миру ходят, автор наделяет своих героев рядом положительных черт. В частности, трогательна любовь Хавроньи к мужу, благодарность по отношению к графу. В отличие от других комедий Сумарокова, в которых преобладает фарсовое начало или обличительный пафос, комедия "Рогоносец по воображению" овеяна мягким юмором и насыщена приметами реальной жизни.

Степень реалистичности или, наоборот, условности образов комедии проявляются в языке персонажей. Положительные герои произносят, как правило, маловыразительные длинные монологи назидательного, резонерского характера. Можно сказать, что условность, отвлеченность образа прямо соответствует условности языка. Язык отрицательных персонажей, наоборот, ярок и живописен.

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995

Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4305