Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Радищев А.Н.

Творчество Радищева А.Н. (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Характеристика творчества А.Н. Радищева

2. Литературные труды Радищева

3. "Путешествие из Петербурга в Москву"

4. Художественный метод Радищева

1. Характеристика творчества А.Н. Радищева

Творчество Александра Николаевича Радищева явило собой образец преемственности революционной мысли и революционного действия, отразило традиции подлинного демократизма в России и оказало сильнейшее влияние на развитие русской культуры конца XVIII - начала XIX вв., и в частности на развитие русской литературы. Творчество и деятельность Радищева, наряду с творчеством Державина, подготовили тот революционный переворот в русской литературе, который был осуществлен Пушкиным в начале XIX в. Радищев проповедовал в своем творчестве следующие идеи:

      призыв к борьбе против крепостничества и действующего правительства;

      призыв к народной революции;

      демократизм.

Философскими основами творчества Радищева и как мыслителя, и как литератора являются:

      учение французских просветителей, и в частности Ж.-Ж. Руссо, ориентация на традиции французской литературы;

      английская литературная традиция;

      германская философия, на основе которой усложняется и развивается механистическая система французского энциклопедизма.

Значение литературного творчества Радищева заключается в следующем:

      через свои художественные произведения, выражающие его политические революционные идеи, оказал влияние на формирование движения декабризма;

      повлиял на творчество А. С. Пушкина, в частности его ода "Вольность" имеет много параллелей с радищевской "Вольностью";

      явил собой пример революционной литературы и показал, что литература может и должна бороться за передовые идеи развития общества и государства.

2. Литературные труды Радищева

Творчество Радищева разнообразно и включает в себя следующие литературные труды:

      ранние произведения, среди которых:

•        "Отрывок", в котором уже закладывались революционные идеи автора;

•        перевод книги Мабли "Размышления о греческой истории";

•        перевод военного сочинения "Офицерские упражнения";

      "Путешествие из Петербурга в Москву" (1789), принесшее ему известность революционера;

      анонимная брошюра "Житие Федора Васильевича Ушакова", которая имела следующие особенности:

•        содержала в себе описание жизни друга Радищева Ушакова, рассказы о жизни студентов в Лейпциге, переводы философских и юридических трудов Ушакова;

•        явилась вызовом феодальной литературе "житий";

•        проповедовала революционные мысли Радищева через описание жизни молодых студентов и их борьбу с тиранией преподавателей, и в такой форме давала характеристику русской жизни и призывы к революционной борьбе против царского самодержавия и крепостничества;

      поэма "Песни древние", построенная отчасти на изучении "Слова о полку Игореве", и поэма "Песнь историческая" (1800), которые также явили собой выражение революционных идей Радищева через художественное поэтическое описание исторических событий Древней Руси;

      поэма "Бова";

     ода "Вольность" - второе по величине и значению после "Путешествия" произведение, принесшее Радищеву славу и отражавшее его революционные идеи, и в нем автор осуждает и проклинает монархию.

3. "Путешествие из Петербурга в Москву"

Огромное значение для русской литературы имело его произведение "Путешествие из Петербурга в Москву, выразившее его революционные идеи. "Путешествие" имеет ряд особенностей, которые отличают его от литературы предыдущих этапов, придают ему важнейшее значение для развития русской литературы. "Путешествие" имеет следующие такие особенности:

      демонстрирует мировоззрение автора, а именно:

•        отражение концепции философского и социально-политического мировоззрения;

•        выражение истинно народного протеста и гнева без примеси буржуазности;

•        решение основной, глобальной задачи — борьбы с крепостничеством;

•      отражение основного социального противоречия — противоречия крестьянской массы и помещиков, которое разрешается с позиции революционного народа;

      имеет тематическое многообразие, когда под одним углом зрения рассматривается множество проблем, среди которых:

•        социально-политические проблемы: крепостное право, помещичество, монархия, революция;

•        тема народа;

•        проблемы философии и права;

•        проблемы морали;

•        бытовые проблемы;

•        вопросы воспитания;

•        искусство и литература;

      использование множества художественных средств для демонстрации реальности российской жизни, в частности ужаса крепостничества;

      проводит следующие главные идеи:

•        использование правовой и экономической аргументации в доказательстве неправомерности крепостничества;

•        отрицание, критика и ненависть по отношению к монархии, которая превращает жизнь крестьян в ад;

•        крестьянская революция - единственный способ спасти народ от тирании помещиков и царя, оправдание революции с точки зрения закона;

•        проведение мысли о том, что развращенность помещиков основана на их рабовладельческом, крепостном праве;

•        отрицание наличия у дворянства каких-либо добродетелей, а существование у них только лишь пороков, отравляющих все общество;

•        восторженная оценка народных достоинств как противопоставление деградации класса помещиков и дворянства, и это выражается в следующем:

-        положительные образы крестьян;

-        наделение крестьян различными психологическими характеристиками и добродетелями;

-        описание несчастных судеб и историй героев-крестьян;

      признание народной поэзии высшей ценностью, что отличает творчество Радищева от более ранних авторов, которые также стремились использовать фольклорные традиции, но с целью допущения этих явлений в круг высоких эстетических явлений, тогда как у Радищева народная поэзия сама по себе имеет ценность и является основой подлинного искусства;

      рассуждение и анализ пугачевского восстания, сочувствие по отношению к этому, что было новаторством, так как данная тема вообще не поднималась в русской литературе конца XVIII в. по причине ее запрета.

4. Художественный метод Радищева

А.Н. Радищев является выдающимся мастером слова, выдающимся художником-писателем, литературный и художественный стиль которого имеет свои особенности и новаторство. Новаторство и особенности художественного метода Радищева заключаются в следующем:

      преодоление мистической эстетики, классицизма и зарождение черт реализма, что обеспечивалось следующим:

•        историзм в понимании Радищевым общества и его социальное понимание человека;

•        использование народной речи как высшей ценности национального творчества;

•        революционность мировоззрения, обеспечивающая максимальную точность и правдивость изображения действительности;

•        номинальная принадлежность творчества Радищева к течению сентиментализма, которое на Западе подготовило появление в литературе реализма;

      рассмотрение человека в контексте сентиментализма в его социальном функционировании, что отличало Радищева от западных коллег;

      полное преодоление схем классицизма через отрицание в творчестве Радищева самой возможности использования каких-либо схем и рецептов;

      понимание эстетических критериев произведения не как его закономерности, а как наличия в нем субъективной характерности, когда произведение выражает неповторимость и индивидуальность момента, который творится данной конкретной личностью в данных исторических условиях;

      своеобразие и новаторство жанровых форм, зародившихся в основном в недрах сентиментализма, и это новаторство и своеобразие заключаются в следующем:

•        попытки дать углубленный анализ психологических состояний героев, и психологизм Радищева имеет следующие особенности:

-        гипертрофированность переживания, что отражает черты сентиментализма;

-        хаотичность, постоянное изменение переживаний, впечатлений и настроений героя, что давало возможность без внешних средств сюжетности обеспечить движение в произведении, и эта особенность ярко проявилась в литературе критического реализма;

•        разрушение за счет широкого психологического описания личности героя жанровых форм и рамок классицизма, где человек показан в плоскости одной-двух черт;

•        связь "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева с популярным в Европе жанром путешествия, и этот жанр со многими его техническими приемам прививается в русской литературе именно благодаря Радищеву;

      исследование и интерес к социальной среде героя и рассмотрение его психологии именно в этом контексте;

      описание отдельных явлений, фактов, событий и людей не самих по себе, хотя при этом используется индивидуальный подход, а как характерных проявлений общественной структуры;

      описание человека через индивидуальные характеристики, но эти характеристики выражают принадлежность этого человека к социальному типу, который, в свою очередь, понимается по-новому;

      описание быта, основанное на реализме и призванное сорвать последние покровы и показать реальность во всей ее правдивости и часто неприглядности;

      поддержание позиции идейной направленности литературы, ее открытости и активности, которая активно развивалась в западной литературе того времени;

      введение литературы в число факторов социальной борьбы за счет развития и освещения в произведениях таких тем, как публицистика, политика, философия, идеи о воспитании;

новаторство и своеобразие литературного языка и стиля, которое выражается в следующем:

•        придание литературному языку важнейшей функции - передачи новых философских и политических идей и понятий, что невозможно без введения и поиска новых словесных форм и выражений;

•        разнообразие литературного языка как в разных произведениях, так и в пределах одного произведения, и это зависит в первую очередь от темы и предмета описания, например в описании быта используются простые разговорные обороты, в рассуждениях о политике, философии — возвышенные библейские обороты и т. п.;

•        использование различных языков в зависимости от роли и социального статуса персонажа.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
33
Рассказать друзьям:
Просмотров: 27595