Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Радищев А.Н.

"Путешествие из Петербурга в Москву": анализ произведения Радищева

  • Статья
  • Еще по теме

Кратко:

Знаменитая книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» была опубликована в 1790 году в количестве 650 экземпляров. После известного отзыва Екатерины II («он бунтовщик, хуже Пугачева») книга была конфискована, автор ее арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Смертную казнь Екатерина II заменила десятью годами ссылки в сибирский острог в Илимск. В своей книге Радищев всесторонне анализирует состояние крестьянского вопроса в России - с политической, социально-экономической и морально-этической точек зрения. Впервые в русской литературе объектом изображения стал человек из народа, русский крестьянин. Радищев подчеркивает духовную красоту и нравственную чистоту русского народа. Воплощением лучших черт народного характера представлен в книге Радищева образ крестьянской девушки Анюты (глава «Едрово»).

Страшное негодование вызывали у автора картины народной жизни крепостнической России. В главе «Любани» Радищев пишет о встрече путешественника с пашущим крестьянином, которому помещик оставляет только один день в неделю, воскресенье, для обработки собственного надела земли. В главе «Зайцово» речь идет о крестьянском бунте - крестьяне восстали против жестокого и бесчеловечного семейства крепостников и в слепой ярости убивают всю семью. Радищев своей книгой «Путешествие из Петербурга в Москву» предупреждает: народная революция неминуема, если русские поместные дворяне не изменят свое отношение к народу, если народ по-прежнему будет «мертв в законе», то есть совершенно бесправен. В оде «Вольность» (глава «Тверь») Радищев рисует сцены народной революции, пророчит грядущее цареубийство. Этой книгой открывается в русской литературе тема народной революции.

Источник: Краткий очерк истории русской литературы / Ю.А. Говорухина, А.Н. Фомина. - Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2010

Подробнее:

Герой-рассказчик отправляется в своё путешествие. И уже на первой почтовой станции, в Софии, слыша «заунывную песню» ямщика, автор говорит о «скорби душевной» как основной ноте русских народных песен. Тоскливая песня ямщика является своеобразной музыкальной увертюрой «Путешествия из Петербурга в Москву», определяющей её основное звучание, центральную тему.

Картина тяжкой крестьянской неволи развёртывается уже в третьей главы («Любани»). Это описание крестьянской пахоты в воскресенье. Негодованием, скорбью, болью и гневом одновременно окрашены слова путешественника-рассказчика, увидевшего воочию следы жесточайшего рабства, в условиях которого вынужден бороться за свое существование русский крепостной крестьянин. Перед глазами героя проходят сцены расправы, зверского обращения с людьми (глава "Зайцево") и "утех" помещиков, позволяющих себе запросто удовлетворять свою похоть и прихоть (осквернение крестьянок в главе «Едрово»).

Радищев утверждает: благополучие помещиков-крепостников строится на безудержном угнетении крестьян, которые доведены до полного разорения (рассказы «Вышний Волочек», «Пешки»). Для хозяев крестьянин не человек — вещь. Его можно не по закону, вне всяких правил, отправить в рекруты (глава «Городня»), продать, купить, при этом разлучить родителей и детей, оторвать друг от друга сестру и брата (глава «Медное»).

Иногда на страницах «Путешествия из Петербурга в Москву» появляются образы добродетельных дворян. Это отец в главе «Крестцы», который пытается привить своим детям здоровые представления об отношениях в семье. Это «добросердечный барин» — о нём рассказывает рекрут в главе «Городня». Однако это, скорее, исключения из правил, которые никак не влияют и не могут повлиять на существующий порядок вещей в обществе и государстве. Символично в этом смысле то, что самое добро, ими сделанное или задуманное, неизбежно обращается во зло для крестьян

В предисловии к «Путешествию...», переизданному в лондонской «Вольной типографии», А.И. Герцен писал: «Радищев... едет по большой дороге, он сочувствует страданиям масс, он говорит с ямщиками, дворовыми, с рекрутами...» Таким предстаёт перед нами путешественник-рассказчик: неравнодушным, пассивно созерцающим, но сострадающим и сочувствующим простому человеку.

Это сочувствие активно, Радищев вводит на страницы своей книги, помимо разнообразных представителей власти, другого героя — крестьянина-работника, любящего родителя, заботливого семьянина, стремящегося (и умеющего!) находить выход из самых трудных жизненных ситуаций. Этот выход — в умении трудиться. Русскому крестьянину в полной мере присуще понимание искусства. Кроме того, он — создатель удивительных явлений устного народного творчества. Эти качества творца и труженика влекут к себе рассказчика-путешественника.

«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева начинается песней ямщика, заканчивается оно «Словом о Ломоносове». И этот финал не случаен. Он следствие, вывод всей книги. Образ Ломоносова, пришедшего в науку и искусство из народной среды, является для Радищева важнейшим и знаменательнейшим символом. Возможности русского человека, несмотря на все тяготы и ужасы его физического и общественного состояния, безграничны и беспредельны — таков пафос финала и всей книги А.Н. Радищева.

Источник: Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература, 9 класс: уч. пособие: в 2 ч. Ч.1 - М.: "ТИД "Русское слово - РС", 2011

Понравился материал?
11
Рассказать друзьям:
Просмотров: 10470