Меню сайта

Статьи » Литература 18 века » Радищев А.Н.

"Путешествие из Петербурга в Москву": анализ произведения Радищева

Герой-рассказчик отправляется в своё путешествие. И уже на первой почтовой станции, в Софии, слыша «заунывную песню» ямщика, автор говорит о «скорби душевной» как основной ноте русских народных песен. Тоскливая песня ямщика является своеобразной музыкальной увертюрой «Путешествия из Петербурга в Москву», определяющей её основное звучание, центральную тему.

Картина тяжкой крестьянской неволи развёртывается уже в третьей главы («Любани»). Это описание крестьянской пахоты в воскресенье. Негодованием, скорбью, болью и гневом одновременно окрашены слова путешественника-рассказчика, увидевшего воочию следы жесточайшего рабства, в условиях которого вынужден бороться за свое существование русский крепостной крестьянин. Перед глазами героя проходят сцены расправы, зверского обращения с людьми (глава "Зайцево") и "утех" помещиков, позволяющих себе запросто удовлетворять свою похоть и прихоть (осквернение крестьянок в главе «Едрово»).

Радищев утверждает: благополучие помещиков-крепостников строится на безудержном угнетении крестьян, которые доведены до полного разорения (рассказы «Вышний Волочек», «Пешки»). Для хозяев крестьянин не человек — вещь. Его можно не по закону, вне всяких правил, отправить в рекруты (глава «Городня»), продать, купить, при этом разлучить родителей и детей, оторвать друг от друга сестру и брата (глава «Медное»).

Иногда на страницах «Путешествия из Петербурга в Москву» появляются образы добродетельных дворян. Это отец в главе «Крестцы», который пытается привить своим детям здоровые представления об отношениях в семье. Это «добросердечный барин» — о нём рассказывает рекрут в главе «Городня». Однако это, скорее, исключения из правил, которые никак не влияют и не могут повлиять на существующий порядок вещей в обществе и государстве. Символично в этом смысле то, что самое добро, ими сделанное или задуманное, неизбежно обращается во зло для крестьян

В предисловии к «Путешествию...», переизданному в лондонской «Вольной типографии», А.И. Герцен писал: «Радищев... едет по большой дороге, он сочувствует страданиям масс, он говорит с ямщиками, дворовыми, с рекрутами...» Таким предстаёт перед нами путешественник-рассказчик: неравнодушным, пассивно созерцающим, но сострадающим и сочувствующим простому человеку.

Это сочувствие активно, Радищев вводит на страницы своей книги, помимо разнообразных представителей власти, другого героя — крестьянина-работника, любящего родителя, заботливого семьянина, стремящегося (и умеющего!) находить выход из самых трудных жизненных ситуаций. Этот выход — в умении трудиться. Русскому крестьянину в полной мере присуще понимание искусства. Кроме того, он — создатель удивительных явлений устного народного творчества. Эти качества творца и труженика влекут к себе рассказчика-путешественника.

«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева начинается песней ямщика, заканчивается оно «Словом о Ломоносове». И этот финал не случаен. Он следствие, вывод всей книги. Образ Ломоносова, пришедшего в науку и искусство из народной среды, является для Радищева важнейшим и знаменательнейшим символом. Возможности русского человека, несмотря на все тяготы и ужасы его физического и общественного состояния, безграничны и беспредельны — таков пафос финала и всей книги А.Н. Радищева.

Источник: Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература, 9 класс: уч. пособие: в 2 ч. Ч.1 - М.: "ТИД "Русское слово - РС", 2011

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: другие статьи появятся совсем скоро
Категория: Радищев А.Н. | Добавил: katerina510 (22.12.2016)
Просмотров: 413 | Теги: путешествие из петербурга в москву
Всего комментариев: 0 Всегда рады вашим комментариям
avatar