Сатирический журнал "Всякая всячина"
После закрытия "Комиссии по составлению Нового Уложения" особенно настоятельно возникла задача овладения общественным мнением, задача борьбы с освободительными идеями, которые, по примеру Франции, начали воздействовать на русскую интеллигенцию. В этих условиях у императрицы появилась мысль об издании сатирических журналов. Разрешение издавать журналы, да ещё сатирического направления, должно было помочь успокоить умы после закрытия Комиссии. Просвещённый монарх даёт возможность издавать частные журналы, разрешает сатиру, да при этом ещё, как бы гарантируя свободу слова, позволяет издавать журналы анонимно. Всё это могло дать пищу для прославления мудрости и справедливости русской самодержицы. Первым в январе 1769 г. вышел журнал "Всякая всячина", издававшийся статс-секретарём Екатерины Козицким, под непосредственным руководством самой императрицы. Потребность общества в свободной критике, в сатирическом слове была так сильна, что журналы стали появляться один за другим. Всего за пятилетие, 1769-1774 гг., издавалось больше 15 сатирических журналов. Но, разрешая издавать сатирические журналы, Екатерина вовсе не хотела давать им свободу развития. Она спешила указать, какого характера журналы будут благосклонно приняты и одобрены. Эту роль наставника и должна была взять на себя "Всякая всячина", которая в своих статьях стала именовать себя "бабушкой", призванной опекать своих "внучат" — последующее журнальное потомство. Ближайшие же месяцы показали, что единого фронта журналистики правительству создать не удаётся. Если журнал "Ни то ни сё" Рубана занял требуемую Екатериной позицию, а журнал Чулкова "И то и сьо" уклонился от ответа на основные вопросы реальной жизни, то журналы Эмина "Смесь" и "Адская почта" решительно восстали против опёки, дерзко отреклись от родства, навязанного им лукавой и своекорыстной "бабушкой". С первых же листков "Всякая всячина" начинает разъяснять дозволенные принципы сатирического изображения: "Не целить на особ, но единственно на пороки", да и то "добросердечный сочинитель изредка касается к порокам, чтоб ... примером каким не оскорбить человечества", а больше описывает твёрдого блюстителя веры и закона, хвалит сына отечества, пылающего любовью и верностью к тосударю и обществу". Это было недвусмысленное предложение заниматься в журналах прославлением деятельности вельмож и придворных и прежде всего самой мудрой монархини. "Всякая всячина" считала, что нападки на общественные пороки в передовой литературе — это проявления "возмутительного" духа, подлежащие искоренению. "Всю неправду нажужжали в уши дурные шмели", — грозила "Всякая всячина". Неправосудие, по мнению "бабушки", бывает лишь изредка, а "чтобы часто было, сему верить не можно". Причина лихоимства судей — сами челобитчики (просители). Это они искушают судью и приказного своими подношениями. Простой способ искоренить взятки — жить в мире и не судиться. Теоретизируя таким образом, "Всякая всячина" строила свою сатиру в соответствующем, "улыбательном", духе. Написанные неумело, трудным и тёмным языком, ее "сатирические" очерки обличали суеверие, скупость, мотовство, сплетни — так называемые пороки вообще, никак не связанные ни с реальными лицами, ни с конкретными условиями русской действительности. Остроумно вскрыл смысл сатирической деятельности "Всякой всячины" журнал "И то и сьо", когда писал: "Ты исправила грубые наши нравы и доказала нам, что надобно обедать тогда, когда есть захочется. Твоя философия научила нас и тому, что ежели кто не имеет лошади, тот непременно пешком ходить должен". Как теоретические убеждения, так и вся практика "Всякой всячины" вызвали решительный отпор у передовой русской журналистики, самым ярким представителем которой был Николай Иванович Новиков. Н.И. Новиков, сын небогатого псковского помещика, не получил законченного образования, но много занимался самообразованием. Сильная воля, природный ум, упорная работа над собой помогли ему стать человеком с достаточно широким культурным кругозором. Как большинство культурных людей XVIII в., он в молодости испытал на себе влияние французской просветительской философии. Значительное влияние на Новикова оказала его работа в "Комиссии по составлению проекта Нового Уложения", где он был секретарём комиссии "среднего рода людей" и вёл протоколы пленарных заседаний. Напряжённая борьба в этой Комиссии по важнейшим вопросам русской жизни, постановка этих проблем разными депутатами, их теоретическая и фактическая аргументация развернули перед Новиковым яркую и широкую картину общественно-политической жизни страны. Оздоровление порочной системы осознавалось Новиковым как настоятельная необходимость. Это и определило его понимание задач сатиры и методы их разрешения. В полемике между "Всякой всячиной" и другими журналами по вопросам о характере и задачах сатиры Новиков зло и остроумно высмеивал коронованного сотрудника "Всякой всячины", "мокротливую" старушку, которая со зла начала "плевать" не туда, куда "надлежит". Не умея "изъясняться" на русском языке и "русских писаний обстоятельно не разумея", "Всякая всячина" с её снисходительной сатирической моралью вела, по мнению Новикова, к распущенности нравов, к "потаканию" порокам и человеческим слабостям. Для Новикова же сатира — это не улыбка и не "зубоскальство", а серьёзное общественное дело. "Приносить великую пользу исправлением нравов" — так в общих словах формулирует Новиков цель сатиры. Но для этого надо верно изображать жизнь, какова бы она ни была. Нужно обличать не порок вообще как свойство человеческой природы, а порочных людей, конкретные тёмные стороны общественной жизни. Сатира должна быть не "улыбательная", а "кусательная", "когтистая". Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4188
| |