Сатира, пародия и гротеск в литературе
Сатира (лат. satira, от saturo — смесь) — в основном отрицательное отношение автора к предмету своего творчества (изображаемой действительности), определяющее общий характер создаваемых образов и выбор изобразительных и выразительных средств. Сатира может проявляться в любом роде литературы — эпосе, драме, лирике. Велика роль сатиры в обновлении и развитии литературного языка: вводя разговорные, а иногда просторечные слова и выражения, обычные в обиходно-бытовой речи, она издавна обогащала его. От общего понятия сатиры нужно отличать сатирические жанры: мелкие поэтические сатирические жанры — сатиры Ювенала и Горация — и более крупные, вплоть до сатирического романа Гая Петрония «Сатирикон» (I в. н.э.). Последний подготовил появление в Новое время европейского романа: «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле (1532—1552), «Дон Кихот» М. де Сервантеса (1605—1615) — наследие античного сатирического романа. Лучшее определение сатиры дал немецкий поэт Фридрих Шиллер: «Действительность как недостаточность противопоставляется в сатире идеалу как высшей реальности. Действительность, таким образом, обязательно становится в ней объектом неприятия». К этому нужно только добавить, что сатира как явление искусства отличается тем, что это неприятие окружающего мира она облекает в образные, художественные формы, в отличие, например, от публицистики. Пародия — литературная форма, непосредственно связанная с сатирой. Настоящая сатира всегда пародийна, и настоящая пародия всегда сатирична. Пародия (от греч. παροδια — перепев) — комическое подражание одному или нескольким художественным произведениям, даже целому литературному направлению. Пародия строится на показе несоответствия содержания пародируемого произведения и его формы, высокого и низкого (комический, смеховой эффект достигается всегда выявлением несоответствия существенных черт изображаемого явления). Фрагменты пародии содержатся в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»; «Дон Кихот» задумывался автором как пародия на рыцарский роман. Пародийны произведения Козьмы Пруткова, элементы пародии обнаруживаются и в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Гротеск (от фр. grotesque, итал. grotta — грот) — фантастическая образность, нарочито нарушающая соотношения элементов целого, демонстративно искажающая отношения элементов действительности, когда в одно целое объединяются несовместимые части. В конце XV века при раскопках в пещерах (гротах) древнеримских терм (бань) императора Тита гениальный итальянский художник Возрождения Рафаэль Санти обнаружил странные орнаменты: человеческие тела переходили в растительные и животные формы, фигуры людей вырастали из цветков. Отсюда название эстетической (художественной) формы «гротеск». Действительность и фантастика сплетаются и противоречат друг другу в гротескных художественных произведениях. В русской литературе примеры гротеска можно обнаружить в произведениях Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского. Источник: Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. - М.: Дрофа, 2018 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3936
| |