Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Ломоносов М.В.

"Ода на день восшествия... Елизаветы Петровны": анализ произведения (2 вариант)

  • Статья
  • Еще по теме

"Ода на день восшествия… Елизаветы Петровны" написана традиционной "одической строфой", которая предусматривает использование четырехстопного ямба и следующего способа рифмовки: абабввгддг. Такое построение строфы делает ее звучной, оно обеспечивает плавность и ритмичность звучания стихотворения, торжественную интонацию, присущую оде как жанру. Этому не способствуют и большое количество церковнославянизмов, обилие сложных синтаксических конструкций, обращение к мифологии и различного рода исторические и культурные ассоциации, утверждающие единство русской и мировой культур на протяжении их исторического развития.

Несмотря на внешнюю "отстраненность" от политических событий, произведение "Ода на день восшествия…", анализ которого мы предлагаем, воспринималось современниками как очень современное и актуальное: им было понятно, что оно написано как благодарственный отклик на заботу императрицы об Академии наук, которая выразилась в увеличении вдвое средств, на которые содержалась академия.

Кроме того, в конце 1747-го года внешнее положение России было таковым, что её подталкивали к участию в войне, которая не была нужна ни стране, ни её народу, и автор "Оды на день восшествия на престол…" не случайно начинает своё произведение с прославления "возлюбленной тишины" - то есть мира, благодаря которому единственно и может процветать страна, благодаря которому наступает изобилие: "Ты сыплешь щедрою рукою Своё богатство по земли". Обращение же непосредственно к императрице - "великое светило" "краше в мире не находит Елизаветы и тебя" ("тишины") – символизирует роль её в установлении мира на подвластных ей землях, оно доказывает , что в ее силах принести мир в страну и сделать ее этим счастливой, заложить основы ее благополучия.

Такое начало оды в композиционном плане является весьма удачным: оно позволяет автору сразу же перейти к "пению... похвал" императрице, которая "войне поставила конец", "в мире расширять науки изволила…", что и даёт основания автору утверждать, что Елизавета "на престол взвела с собою Доброт... прекрасный лик!". Однако это "пение" далеко от пустого славословия, автор отмечает действительные достижения императрицы, причем связывает их с историей, а именно - с образом государя, бывшего для него, как отмечалось, образцом служения своей стране, с образом отца Елизаветы, Петра Великого.

Рисуя преобразования Петра, Ломоносов использует сравнения своего героя с богом войны Марсом ("В полях кровавых Марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках...") и богом морского царства Нептуном – "И с трепетом Нептун чудился, Взирая на российский флаг". Он также отмечает как одну из главнейших заслуг Петра его заботу об образовании и науках: "Тогда божественны науки... В Россию простирали руки..." Описывая расцвет страны в период правления Петра, Ломоносов тем самым указывает его дочери и наследнице его "трудов" верный, на его взгляд, путь: быть подлинной дочерью своего отца, продолжать его дело, укреплять и умножать достигнутое им. Упоминание о "глубоком плаче", вызванном кончиной "бессмертия достойного мужа", налагает ещё большую ответственность на нынешнюю правительницу России, ведь именно по делам судят всех, в том числе и величайших из величайших, которые должны быть достойны того места, которое занимают в жизни.

Коротко упомянув о недолговременном периоде правления Екатерины, который мог бы, продлись он дольше, привести к тому, что "давно б Секванна (т. е. река Сена, иносказательное изображение Франции) постыдилась С своим искусством пред Невой", Ломоносов снова воспевает хвалу "великой Петровой" дочери, которая "щедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляет И к счастью отверзает дверь".

Но воспевание Елизаветы Петровны превращается у Ломоносова в гимн России, земле российской и её народу, и сама императрица прославляется им за то, что дает возможность использовать те труднодоступные природные богатства, которыми славится страна, "восставляет" (поддерживает и развивает) науки, помогающие развиваться стране, которая отличается от других стран мира тем, что "требует к тому Россия Искусством утвержденных рук". Великолепно зная свою страну, Ломоносов в "Оде на день восшествия… Елизаветы Петровны" рисует величественную панораму природных богатств России, он воспевает ее могущество, величие, необъятные просторы, на которых, благодаря поддерживаемой императрицей науке, русский народ показывает чудеса изобретательности, трудолюбия, мудрости и умения рачительно использовать природные богатства родной земли. Леса и горы, суша и море - везде россияне смело и умело "берут своё", потому что они вооружены новейшими достижениями наук, им помогает мудрость, воплощенная в труде и непрекращающемся научном поиске.

Совершенно естественно для Ломоносова то, что ода заканчивается вдохновенным гимном наукам, в беззаветном служении которым он видел возможность служения своей стране. Поэт подчеркивает, что сейчас наступило время доказать, "что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать", поскольку правительница России всецело поддерживает науки и образование. Он обращается к молодёжи, к тем, "которых ожидает Отечество от недр своих", и это тоже очень важно, потому что только молодое поколение, выросшее на примере служения Отчизне, сможет поддержать тот высокий уровень российской науки, который сейчас стал реальностью. Ломоносов утверждает ценность знания в жизни любого человека, независимо от возраста и прочих факторов: "Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут..." Можно сказать, что предпоследняя строфа оды выражает жизненную позицию самого автора, посвятившего всю свою жизнь служению науке и на собственном опыте постигнувшего, что овладение знанием - это не самое легкое, но одно из самых прекрасных занятий на свете, позволяющее человеку полностью раскрыть свои способности посредством достижения научных результатов, важных не только для него самого, но и для многих других людей.

В последней строфе "Оды на день восшествия… Елизаветы Петровны" автор использует интересный прием: с помощью параллелизма он вновь подчеркивает, что для правительницы высшим счастьем становится жизнь, прославленная добрыми, мудрыми делами. В середине оды, говоря о воине, он пишет о том, что "великой похвалы достоин, Когда число своих побед Сравнить сраженьям может воин..." Но, как считает Ломоносов, воин не может быть полностью, до конца, счастлив, потому что "звучащу славу заглушает, И грому труб ея мешает Плачевный побеждённых стон". А вот его пожелание Елизавете, которым заканчивается ода: "Тебя зиждитель сохранит На всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит". Здесь мы видим совсем иную шкалу ценностей, и она для автора оды оказывается наиболее приемлемой, потому что восходит к вечным ценностям, когда каждому воздается "по делам его".

"Ода на день восшествия... Елизаветы Петровны", анализ которой мы провели, - это произведение, созданное в рамках эстетики классицизма, но в нем автор предстает горячим патриотом своей страны, русской науки, он выражает идеи, близкие к идеям Просвещения, можно даже сказать, что в своем произведении великий гражданин России создает как бы программу, руководствуясь которой, мудрый правитель может и должен добиться процветания своей страны и лучшей жизни для своего народа. Наверное, именно в этом и заключается актуальность оды Ломоносова и для нашего времени.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

Понравился материал?
9
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7137