Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Ломоносов М.В.

Анализ "Оды на день восшествия... Елисаветы Петровны" (4 вариант)

  • Статья
  • Еще по теме

Поводом к написанию оды послужило утверждение императрицей в 1747 году нового регламента Академии наук, имеющего важное значение для развития именно отечественной науки. В Петербургскую академию наук, где бесчинствовали Шумахер и Тауберт, систематически не допускались русские люди, им не давали ученых должностей. В новом же регламенте говорилось о том, что назначать на должности необходимо, по возможности, русских людей, в состав студентов нужно набирать учеников духовных семинарий, т. е. русских юношей, и т.д. Более того, увеличивался и бюджет Академии наук, что делало возможным расширение области научных исследований, поэтому Ломоносов с охотой согласился написать благодарность Елизавете Петровне от Академии.

Комплиментарность, безусловно, не главное в оде Ломоносова. Намного позже известный русский поэт и друг А. С. Пушкина Вильгельм Кюхельбекер напишет об оде следующее: «В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется... он вещает правду... торжествует о величии родимого края...» Ломоносов-поэт в своем произведении излагает мысли государственного характера, предлагает конкретную политическую программу для развития и процветания Отечества.

Однако Ломоносов не довольствуется простым изложением своих идей: он не только обосновывает практическую необходимость и пользу для государства своих идей, но и эмоционально «заражает» читателя, волнует его чувства.

Так, содержание оды свободно поддается изложению, поскольку в каждой строфе есть своя мысль и поэтическая «иллюстрация» к ней.

Все строфы связаны между собой определенной логикой развития общей идеи, автор представляет систему доказательств. В самом общем виде цепочка доказательств содержит следующие «звенья»-идеи.

Ода на день восшествия Елисаветы Петровны

В первой строфе Ломоносов эффектно совмещает первое и четвертое «звенья», минуя другие два (они будут задействованы в последующих строфах). Дальнейшее же развитие идеи поэт осуществляет через столкновение двух противоположностей: света и мрака, тишины (отсутствия звуков) и шума войны, что также способствует усилению эмоционального воздействия художественного слова.

Итак, начало оды ознаменовано своего рода гимном тишине, т. е. миру, отсутствию в государстве войны. Сочетание «возлюбленная тишина» буквально значит «горячо любимый мир». Величественность и строгая торжественность оды достигается не только наличием в ней элементов церковнославянского языка, но и звучанием слов. Так, сам автор считал, что повторение буквы а «способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины». А вот первые строки оды:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сёл, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Далее автор рисует картину процветающего государства, в котором развивается торговля («Сокровищ полны корабли // Дерзают в море за тобою»), сельское хозяйство («И класы на полях желтеют»). Тишина принесет стране богатство, подытоживает автор («Ты сыплешь щедрою рукою // Свое богатство по земли»). Более того, состояние мира между державами, говорит поэт, является гарантом защиты городов и сел.

В следующей строфе Ломоносов, создавая образ света, старается многократно усилить его силу и мощь. Яркий свет, сияние и блеск предшествуют появлению Елизаветы.

...Но краше в свете не находит

Елисаветы и тебя.

Елизавета и тишина — в одном ряду, сопоставимы, более того, душа царицы «зефира тише» и взгляд «прекраснее рая».

Ломоносов осознавал, что в действительности императрица далека от поэтического идеала. Но у поэта была своя цель: ему нужно было подчеркнуть идеальную, нравственную основу государственной власти, необходимую для процветания российской державы. Отсюда и Елизаветин «кроткий глас» как антоним воинственности, ее «божественные уста», поставившие конец войне, и, наконец, крест в руке как символ ее служения России, сохранения нравственной чистоты власти («Когда ты крест несла рукою // И на престол взвела с собою // Доброт твоих прекрасный лик!»).

Ломоносову также важно подчеркнуть в идеальном облике Елизаветы, что она «великая Петрова дщерь». Преемственность дел Петра заключена в желании Елизаветы «в мире расширять науки».

Далее Ломоносов дает ряд «мозаичных» по стилю картин из жизни Петра, составляющих единое эпическое полотно о нем. Перед нами, по сути, вселенская история о Христе, поэтически трансформированная в русскую историю царствования Петра, главная заслуга которого в том, что он «Россию, грубостью попранну, // С собой возвысил до небес».

Ломоносов также показывает Петра воином-созидателем, основывающим новое государство, куда впоследствии будут призываться «чрез горы, реки и моря» (т. е. из-за границы) «божественны науки». Воинственность в облике Петра, по мнению Ломоносова, — историческая необходимость, однако это не мешает поэту осуждать военную славу всякого полководца-триумфатора, «грому труб» которой мешает «плачевный побежденных стон». В этих строках предвосхищены и «слезинка ребенка» Достоевского, и поиски праведности русской литературой в целом.

Все надежды Ломоносова связаны с миролюбивой политикой Елизаветы, благодаря которой и возможно процветание наук:

Сия тебе единой слава,

Монархиня, принадлежит,

Пространная твоя держава

О как тебе благодарит!

В последующих строфах оды Ломоносов показывает, какую пользу может принести государству наука. Неслыханные сокровища, скрытые в недрах русской земли, раскроет она и предоставит Отечеству. Ученые проникнут в тайны природы, —

...Но требует к тому Россия

Искусством утвержденных рук.

Другими словами, России необходимы собственные научные кадры. Этот тезис Ломоносов разовьет в конце оды: поэту важно, чтобы в заключении с особой силой и торжеством прозвучал гимн науке. А пока ученый зовет на север, уверенный в его неистощимых минеральных богатствах. Ломоносов зовет и на Дальний Восток, в Северный Ледовитый океан, на Курильские острова, на Урал, который с помощью науки (Минервы) раскроет невиданные богатства. Так в оде выражена всегда присущая поэту идея связи науки и практической пользы Отечеству.

В завершающей оду строфе Ломоносов, обращаясь к Елизавете, высказывает главную идею произведения, с которой, собственно, оно и начиналось:

...О ангел мирных наших лет!

Всевышний на того помощник,

Кто гордостью своей дерзнет,

Завидя нашему покою,

Против тебя восстать войною...

Необходимые России мир и тишина являются основой творческой позиции Ломоносова.

Источник (в сокращении): Сергушева С.В. Русская литература XVIII века. - СПб.: "Литера", 2006

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3493