Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века

В разделе материалов: 1170
Показано материалов: 1141-1150
Страницы: « 1 2 ... 113 114 115 116 117 »

"Это была новая и неслыханная еще тогда муза мести и печали". Ф.М. Достоевский

Так отозвался о романтизме Байрона русский писатель. В дни юности Пушкина английский поэт пользовался в России наибольшей славой. Но до него царил сентиментализм, принесенный к нам из Англии и Германии Жуковским и Карамзиным («Бедная Лиза»).


Одно из прекраснейших произведений Пушкина, шутливое, озорное, написанное в годы, когда юношеская кровь бурлит и эротические сны будоражат человека, — его несравненная «Гавриилиада» почти столетие пролежала под запретом.


Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» был в высшей степени неожиданным и интересным явлением. Первый, кто обратил на него внимание, - И. С. Тургенев. Он писал: «Какая прелесть! Ничего подобного в нашей литературе не было. Конечно, это подражание французам, но все равно прекрасно!» На протяжении ряда лет (40-90-е годы XIX в.) произведение в разных аспектах привлекает писателей, читателей, критиков.


Поэма «Демон» имела для Лермонтова огромное значение. Он писал ее в течение всей жизни. Замысел ее относится еще к 1829 году, когда Лермонтову было 15 лет, а окончательно завершена она в 1841 году. Пять-шесть вариантов поэмы дают полное представление о созревании таланта поэта. Но творческая особенность художника такова, что и сам вариант появляется как совершенное художественное произведение, подготавливающее почву для более совершенного.


М. Ю. Лермонтов занял свое особое место в истории русской литературы. Он выступил как самостоятельная, самодостаточная творческая личность. Соседствуя с А. С. Пушкиным, он тем не менее не может быть отнесен к так называемой «пушкинской плеяде» (Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер). В отдельных случаях поэт продолжает идеи Пушкина, но чаще всего выдвигает свои собственные, свойственные 40-м годам XIX века.


«Лета к суровой прозе клонят» («Евгений Онегин»). Это не только крылатое выражение, но и очень точное изображение настроения художника 1830-х годов, когда Пушкин все чаще обращается к прозе: пишет «Повести Белкина», «Дубровского» и повесть «Капитанская дочка» - во многих отношениях шедевр русского прозаического искусства.


Еще в Михайловском, работая над «Борисом Годуновым», Пушкин задумал создать несколько драматических произведений. Мысль вполне понятная: ему нужно было показать природу страстей (тема, постоянно мучившая Пушкина на протяжении всей его жизни), проникнуть в тайну человеческих ощущений. Но только в Болдине, где происходил особый процесс осознания всего ранее передуманного и перечувствованного материала, можно было это осуществить.


Главным, центральным или, лучше сказать, любимым произведением Пушкина был роман в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831). Вполне естественно, что это произведение стоит в центре внимания пушкиноведения. Можно было бы говорить о целой отрасли науки, посвященной изучению романа. Отдельные ученые стремились определить емкой формулой его смысл: «энциклопедия русской жизни» (Белинский).


Ссылка в Михайловское. 1824-1826 годы. Провинция... Как часто она была предметом поношения наших писателей, историков, беллетристов. А ведь это - одна из самых драгоценных страниц русской истории. Заброшенная, потерявшаяся среди степей и снегов, она неизбежно вызывала тени того исторического прошлого, которое является цементом для нации.


Пережив трагедию любви к Маше Протасовой, смерть ее, Андрея Тургенева, родной матери и Марии Григорьевны Буниной, Жуковский становится как бы обитателем двух миров, где стираются грани между жизнью и смертью, реальным и ирреальным. Но человеческое, живое побеждает в нем: «При мысли великой, что я человек, / / Всегда возвышаюсь душою» («Теон и Эсхин»).


1-10 11-20 ... 1121-1130 1131-1140 1141-1150 1151-1160 1161-1170