Меню сайта

Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

Лирика М.Ю. Лермонтова

  • Статья
  • Еще по теме

М. Ю. Лермонтов занял свое особое место в истории русской литературы. Он выступил как самостоятельная, самодостаточная творческая личность. Соседствуя с А. С. Пушкиным, он тем не менее не может быть отнесен к так называемой «пушкинской плеяде» (Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер). В отдельных случаях поэт продолжает идеи Пушкина, но чаще всего выдвигает свои собственные, свойственные 40-м годам XIX века. И то вечное, что открыл Лермонтов, могло быть написано именно и только в это время, то есть это вечное - временное, вечное, но порождено только своим временем.

Периодизация творчества Лермонтова очень трудна. Его ранние произведения (а у него все ранние - поздние он не успел написать) выступают как завершенные шедевры, свидетельствующие о большом мастерстве художника, а рядом - детские школьные упражнения.

Произведения с 1837 по 1841 год можно отнести к шедеврам. Смерть Пушкина в 1837 году потрясла всю Россию. Прямым откликом на это трагическое событие явилось стихотворение «Смерть Поэта» - строки, полные негодования к гонителям и убийцам Пушкина и глубокой любви автора к России. В это время Лермонтов был тяжело болен и даже не смог проститься с умершим Пушкиным. Светская сплетня, шумевшая вокруг памяти поэта, возмущала, поднимала негодование Лермонтова. В порыве этого возмущения он и написал последние 16 строк стихотворения, за которые был выслан из Петербурга в драгунский полк.

Это очень важный период в творчестве поэта. С него начинается углубленная работа Лермонтова над поэтическими опусами. Исчезает эта манера - откликнуться на каждое событие стишком. Теперь меняется отношение к слову: оно несет большой и глубокий смысл. Само стихотворение приобретает смысл, далеко выходящий за пределы рассказа о событии («Три пальмы», «Ветка Палестины», «Дума», «Молитва», «Бородино»). Поэтический мир художника стал большим и очень серьезным. Он весь проникнут психоанализом. Все заставляет думать, размышлять. Дума делается любимой формой поэтического выражения художника.

Именно в это время созданы такие противоположные по своему характеру произведения, как драма «Маскарад» и «Песня про ... купца Калашникова». Лермонтов весь в самых разнородных исканиях звучания, формы, содержания, идей. Именно тогда он обращается к историческому материалу: Россия, опаленная революциями Европы, пережившая Отечественную войну 1812 года («Бородино»); к личности Наполеона, вызвавшей у поэта так много мыслей (ср. «Дневник Печорина» - «Дневник Наполеона»). Переводы Лермонтова делаются почти оригиналами («Воздушный корабль»). Этот материал дает возможность выделить целый период творчества писателя, где историческая проблематика выступает наиболее ярко и полно.

Критики прошлого и настоящего времени во многом не поняли и не раскрыли сущность таланта Лермонтова. Все причислили его к явлениям исключительным, которыми природа так редко награждает человечество и как бы в отместку за свою щедрость отнимает у поэта детство, отрочество и юность. В. О. Ключевский говорил о «грусти» Лермонтова, Вл. Соловьев писал о «поэте сверхчеловечества», навязывая Лермонтову не присущую ему концепцию ницшеанства. Никто, начиная с В. Г. Белинского, не мог пройти мимо его творчества.

Он не враждует с небом, он не пессимист, а эгоцентрист. У него встречается идея примирения, успокоения; идея борьбы с демоническим началом, столь присущим человеческой личности, - одна из главных в творчестве поэта.

Сложность биографии Лермонтова, его характера, индивидуальности является камнем преткновения для нашего рассуждения. Личный, биографический материал часто препятствует созданию общей картины времени, в котором жил и творил поэт. Это период реакции после восстания декабристов 1825 года, когда все лучшие энергические силы были сломлены, старые пути уничтожены, новых никто не изобрел («свинцовое небо, заволакивающее душу», А. И. Герцен), - это и есть та питательная среда, которая рождает поэзию Лермонтова. Удушающая атмосфера времени вызывает протест. Он как самозащита чувств, переживаний, ощущений поэта. Отсюда его пророчества, мечты о лучшем, лирическое предчувствие того, что должно свершиться.

Особенности биографии Лермонтова, его характера и индивидуальности не объясняются только тем, что он сын бедного офицера и внук богатой помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, урожденной Столыпиной, владелицы больших капиталов. Мать Лермонтова рано умерла, оставив мужу маленького сына. Стесненное материальное положение офицера не позволяло ему дать сыну должного образования. Бабушка, которая винила во всем отца мальчика, взяла внука на воспитание. Это первый узел противоречий, семейная трагедия сословного характера, которая придает индивидуальности мальчика черты оскорбленности, угнетенности, чем так полна лирика поэта:

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть,

И жребий чуждого изгнанника иметь

На родине с названьем гражданина!

(«Ужасная судьба отца и сына...»)

Этой отторженностью, отринутостью насыщена вся лирика Лермонтова, которая несет в себе не только переживания индивида, его скорбь, но скорбь мысли. Мысль выражает отношение человека к чему-либо.

Биография Лермонтова настолько своеобразна и оригинальна, что представляет собой как бы художественное произведение. Большое место в ней занимает Кавказ. Мир кавказской природы и вся тема Кавказа - это возвышающий, смягчающий и облагораживающий душу мальчика и юного поэта мир.

Начиная с детства Кавказ все время в поле зрения поэта и является одним из основных аккордов его творчества. «Синие горы Кавказа» лелеяли его на своих «одичалых хребтах», когда маленького Лермонтова лечили на Кавказе.

Это время, когда Кавказ был здравницей. Поэт был в восторге от этого чудного края. Скажем больше: русские писатели XIX века выросли в условиях кавказской романтической обстановки. Это они первые почувствовали красоту Эльбруса и Машука, прелесть горных рек, романтику восхождения... Все это поэт с восторгом пережил и описал.

У всякой поэзии должен быть фон. У Некрасова - это русская деревня, у Блока - город. А здесь - особая страна. Она поразила всех красотой, загадочностью, целебностью. Ведь не случайно Ермолов устроил там водолечебницы.

На фоне романтического Кавказа даны и две главные поэмы Лермонтова - «Демон» и «Мцыри». Роман «Герой нашего времени» раскрывает мир красоты Кавказа уже в живописных гранях прозы, то таинственных, то спокойных в условиях обычного быта.

Ссылка на Кавказ в 1840-м году для Лермонтова стала освобождением, о котором он мечтал всю жизнь. Наконец он сбросил с себя пессимистическую тяжесть, так давившую его. В действующем отряде на Кавказе он получил орден и был представлен к золотому оружию. «Валерик» (1840) - это, в сущности говоря, военная корреспонденция, о которой так мечтал JI. Н. Толстой, будучи на Кавказе. Это целое повествование о событии - наступлении и взятии новых рубежей. Первый переход через реку, форсировать было страшно трудно. В стихотворении - протокольная точность в описании событий, все так ясно и просто, как материал для рапорта. Но эта батальная картина вписана в теплые воспоминания юности. И они, и кровавый бой даны с вечным лермонтовским вопросом: «Зачем?»

 «Валерик» - это целая страница не написанной еще «Войны и мира» JI. Н. Толстого. Битва, смерть героя, бессмысленность сражения («стояли усачи седые / /И тихо плакали»). Фокус заключается в том, что в этот эпистолярный жанр - обращение к когда-то горячо любимому

человеку - в эту лексику врывается смена картин, язык военной службы, другой порядок слов:

Как при Ермолове ходили

В Чечню, в Аварию, к горам;

Как там дрались, как мы их били,

Как доставалося и нам -

и воспроизведение кровавого прошлого звучит как сегодняшний день. В этом и есть большое мастерство художника.

Россия и Европа - еще одна важная тема, которая проходит через все творчество поэта. Революционные потрясения Европы сделались предметом раздумий русских людей того времени. Достаточно вспомнить, как на это реагировали Герцен и Огарев. Именно тогда выкристаллизовывалась социальная мысль молодой России, выразившаяся впоследствии в «Замогильных записках» В. С. Печерина. Идея мировой несправедливости, возмездия, наказания, преследования, отмщения - все это так импонировало социальному злу современной действительности. Но где же антипод этому? Где идея справедливости, осуждения жестокости? Где любовь? «Я в мире не оставлю брата». Где этот брат? Поэт и Россия - это нечто целое. Все социальные потрясения неизбежно отражаются на ощущениях и судьбе поэта.

Уже было сказано, что юный поэт совершенно самостоятельно выступил со своей темой - это скорбящий, страдающий мир героя. Характерная черта этого мира - особый эгоцентризм. Эта идея эгоцентризма есть во всех стихотворениях Лермонтова. Особенно ярко она выражена в связи с его личной судьбой.

Весь мир сосредоточен вокруг его страданий, где поэт - лицо отторгнутое, понесшее обиду. Хотя внутреннее чувство таково, что поэта никто не может обидеть, ибо поиски внутренней жизни не могут сравниться, несоизмеримы с этой обидой. Другая характерная черта этой рефлексии - неприятие всего мира. И поэт выступает как судья этого мира, где царит несправедливость, и прежде всего - несправедливость его собственной судьбы. Личная боль бросает отсветы на весь мир вообще. Зло, несправедливость разлиты и в большом, и в малом. Но если есть идея зла, наказания, то где же идея прощения и примирения?

Откуда эта набегающая, раздирающая душу, всепоглощающая тоска? Как он сумел, еще ничего не знающий в жизни, так много почувствовать и пострадать? Ему скучны были «предков... роскошные забавы» («Дума»), он прекрасно понимал бесцельность и бессмысленность существования как своего, так и всего поколения, опаленного огнями революций Европы, неустройством России... Кто когда-либо коснулся этого мира души поэта, непонятного, загадочного, отталкивающего в своей подавляющей муке - и такого человечного, естественного в своем щемящем душу чувстве?

Кажется, все ополчается против Лермонтова: люди, обстоятельства. Он не нашел себе места в университете вследствие столкновения с профессорами и в 1832 году поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков (вот амплитуда того социального времени!). Что он нашел в этой школе кроме анекдотов и всякой пошлости? Постоянную жизнь в двух планах. Возможность ужиться с этим миром юнкеров одна - надеть маску, затаить в глубине души высокие стремления, подладиться под общий уровень пошлости и грязного товарищества, не показаться нормальным человеком среди уродов и пошляков. Стихи этого периода по своей скабрезности не уступают И. С. Баркову и создают Лермонтову дешевую популярность, возбуждая против него негодование серьезных людей. А между тем по существу он был другим человеком. Его внутренняя жизнь шла сама по себе, не соприкасаясь с армейской средой. Его внутренний мир, особый, созданный им и только для него, развивался и рос в нем. А дальше что? Что его зовет? О чем он печалится?

Я в мире не оставлю брата,

И тьмой и холодом объята

Душа усталая моя...

(«Гляжу на будущность с боязнью...»)

Где этот «брат»? Почему он не говорит герою ободряющего слова? Не простирает к нему руки? Потому что наш поэт видит «кругом рассеянную ложь». Люди изолгались после событий 1825 года - либо молчат, либо лгут. Это нравственное падение отразилось и на старшем, и на среднем, и на младшем поколении (декабристы, последекабристский период и годы николаевской реакции). Стихотворения Н. П. Огарева и Лермонтова похожи по взглядам и настроениям: терзания внутреннего мира, когда нет цели, программы («Дума»), когда нет новых путей. Эта опустошенность и дала такой замечательный пласт лирики, отразившей всю драму поколения, поражающей своей напряженностью.

Лермонтов - романтик. У него есть очень интересное сочетание мечты о прошлом и будущем. Но очень большое место у него занимает мечта о настоящем. Это единственный поэт, который любит так буквально, к числу, к месяцу, ко дню недели отнести свое произведение («1830. Мая. 16 числа»; «1830 год. Июля 15-го»; «1831-го января» и др.).

Как человек он развился очень рано. Не только через чтение, но через анализ того, что совершается вокруг него, через анализ закономерности древней и современной истории. Поэт не проходит мимо всеобщего страдания, падающего на долю творцов и исполнителей истории. Ему подвластно понимание страдания большого человека, который изгнан, отторгнут. Здесь Лермонтов - властелин и может воскресить все, ему доступны и перевоплощение, и исторический материал, и идея, и душа персонажа.

Идея злого начала, злого духа, мирового зла относится одинаково как к историческим личностям времен Лермонтова (Наполеон и иже с ним), так и к мифическим литературным образам, ставшим олицетворением зла (Сатана, Люцифер, Мефистофель, Демон). Здесь чувствуется упрек Лермонтова: все имеет право на помилование, всепрощение. Идея осознания высшей справедливости - антипода мирового зла - очень важна для поэзии вообще и в особенности для поэзии Лермонтова. Как часто мог каяться этот юноша, и сколько напрасных слез покаяния он пролил!

«Все лучше перед кем-нибудь / / Словами облегчить мне грудь» - вот чем он владеет. Это не каждому дано. Художник понимает свое избрание, поэтому он может выступить и как судья, и как кающийся грешник. Он уже достаточно пострадал за себя и за други своя. Невзгоды, страдания других людей он брал на себя, весь окружающий мир - это его мир. «В своей душе я создал мир иной / / И образов иных существованье». Теперь он ищет спокойствия и тишины. Гениальные стихи «Молитвы» создают музыку постоянного незыблемого покоя.

Раньше поэт испытывал презрение, гонение, насмешку людей. Он ощутил их несправедливость и теперь боится, что невинному существу придется испытать то же. Поэт вверяет «деву невинную / / Теплой заступнице мира холодного», становясь защитником обиженных, страдающих, отвергнутых. И за себя поэт тоже молится, мы это чувствуем, хотя он и отрицает это. Молится и «о спасении», и «перед битвою», и «с благодарностью», и «с покаянием».

Лермонтов - писатель очень широкого обобщения. Его желание - все совместить. При своем эгоцентризме он во что бы то ни стало стремится создать гармонию, упиться словами и мыслями. Его постоянно тянет к себе то эпическая, то лирическая поэзия. Лермонтов - художник, который выражает себя во многих жанрах. Совершенно неожиданно возникает «Странный человек», и уж совсем неожиданно - такое хорошо продуманное произведение, как «Маскарад» - романтическая драма. Ничего подобного не было ни до, ни после... Отсюда, от романтизма, широта творческого полета Лермонтова, его всеохватность, музыкальность и пластичность стиха.

Источник: Либан Н.И. Лекции по истории русской литературы: От Древней Руси до первой трети 19 в. / Вступ. статья и указатели А.В. Архангельской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:
Категория: Лермонтов М.Ю. | Добавил: katerina510 (30.09.2015)
Просмотров: 2298 | Теги: творчество Лермонтова