Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

Образ поэта в лирике Лермонтова М.Ю.

  • Статья
  • Еще по теме

Образ поэта в лирике Лермонтова теряет многоплановость, свойственную пушкинскому образу. Это прежде всего поэт-пророк. В последний год жизни, в 1841 году, Лермонтов вслед за Пушкиным пишет своего «Пророка». Он начинает стихотворение с того, чем закончил Пушкин: у него поэт уже наделен даром всеведения, он — избранник небес. 

Темой стихотворения Лермонтова становится не встреча человека с Богом и сотворение чуда, а отношения избранника-пророка и людей, мира; здесь выстраиваются не отношения поэт — небо, Бог, а поэт — социум. Лермонтов активизирует в образе пророка иной, чем у Пушкина, ряд ассоциаций: пророк не только тот, кто наделен силой всеведения, прозрения, но и тот, кто в силу новизны своего учения и открытой правды пророчества не понят людьми. Ему не верят, над ним смеются, его презирают; он изгнанник и страдалец. Лермонтов использует в своем стихотворении библейские мотивы «побивания камнями» и «посыпания главы пеплом».

В стихотворении «Смерть поэта» (1837) «чернь» увенчивает голову поэта вместо лаврового венка (античного символа торжества поэзии) «терновым венцом» христианского страдания.

Напомним, что в библейской мифологии пророк — тот, кто избран Богом и послан людям для того, чтобы открыть им свой закон и свою волю. Он без страха говорит с властителями, предсказывает пришествие в мир Христа, открывает будущие события. Злые люди насмехаются над пророками и их предсказаниями, преследуют и убивают их. Так Иоанн Креститель был послан в мир, чтобы возвестить пришествие Мессии (Христа), которого называют великим пророком, подобным первому пророку — Моисею, узревшим Бога лицом к лицу. Христос был предан людьми на поругание и позорную казнь. Символом страданий отверженного людьми пророка стал венок из терна с острыми иглами, который в насмешку был надет на голову Христа вместо короны царя нового, предрекаемого Христом мира.

Лермонтовский поэт-пророк всегда одинок, он сразу и избранник, и отверженный. Это — «осмеянный пророк» (см. стихотворение «Поэт», 1838). На презрение, зло, несовершенство мира он отвечает «местью»; его оружие — слово, разящее, как клинок:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

«Как часто, пестрою толпою окружен...» (1840)

Таким образом, Лермонтов по-своему истолковывает тему поэта-пророка, развивая ее в романтическом, трагически-возвышенном ключе. Как трагедия осмысляется Лермонтовым и утрата современным поэтом своего высокого предназначения («Поэт»).

Вражда поэта и общества, осмысленная Пушкиным как конфликт творца и толпы («властительной черни»), истолковывается Лермонтовым как противостояние поэта-избранника, провозглашающего «любви и правды чистые ученья», носителям «злобы и порока».

Источник: Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова: Учеб. пособие. Сост. Н.Г. Михновец. - СПб.:"Паритет", 2001

Понравился материал?
25
Рассказать друзьям:
Просмотров: 16143