Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

Анализ романа "Герой нашего времени" Лермонтова М.Ю.

  • Статья
  • Еще по теме

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» был в высшей степени неожиданным и интересным явлением. Первый, кто обратил на него внимание, - И. С. Тургенев. Он писал: «Какая прелесть! Ничего подобного в нашей литературе не было. Конечно, это подражание французам, но все равно прекрасно!» На протяжении ряда лет (40-90-е годы XIX в.) произведение в разных аспектах привлекает писателей, читателей, критиков.

Перед нами роман с очень хорошо продуманной композицией, привычным сюжетом и ахронологичностью повествования. Знакомство с Печориным для читателя неожиданно и разнообразно. То он офицер на службе у Максима Максимыча, его добрый сослуживец, сосед и товарищ; то он аристократ, охладевший к старому нечиновному другу; то он человек, играющий судьбой других: всем скучно, и ему тоже. Но все это событийный материал, на котором вырастает главное содержание романа - то, о чем Печорин рассказывает в своих раздумьях. Зачем он родился? Для чего он создан? Ведь была же какая-то большая идея, предназначение, выпавшее ему на долю? Ему не суждено было его осуществить? Или оно не выпало ему?

Действительность - это тот светский круг, в который поставлен Печорин, где силой обстоятельств протекает его жизнь, воспитание, бытовые условия - это все изображение мира аристократического. Доктор, как правило, иностранец, сильно обрусевший, сделавшийся русским без знатной родни и капитала; этот умный штольц присутствует во многих русских романах как неизменный персонаж русской жизни: умен, честен, благороден от природы, но материально зависим. «Водяное общество» - смесь аристократии с русской провинцией; болезни и недомогания не зависят от принадлежности к сословию, потому и тянутся все в этот благословенный край - земной рай. Вот общество, в котором оказывается Печорин и где ему доставляет удовольствие господствовать. И напрасно он кокетничает, когда спрашивает, почему они, окружение, так его не любят. Ответ на это простой: он все время дает почувствовать людям разницу между собой и ими - в интересах, в жизненных запросах, в одежде. И тут для Печорина огромное поле деятельности: есть очень много предметов, явлений, достойных сатиры и пародии. Его злоязычие может быть удовлетворено. Здесь раскрываетсявся незатейливая интрига романа.

Самое замечательное, что в незатейливую историю Лермонтов сумел вложить очень большое человеческое содержание. Внешний курортный роман оказался первым русским психологическим романом, в котором необыкновенно тонко и подробно описана вся гамма человеческих чувств, где автор заставляет Печорина разоблачить себя и побуждает читателя проявить к нему сочувствие, не только назвать эгоистом, но пожалеть. Пожалеть по-человечески.

Печорин хорошо понимает, что его любовь никому не принесла счастья, в том числе и ему. Но он любил, потому что это была потребность организма, которую он удовлетворял. Печорин, сознательно или несознательно, - адепт эгоизма (он «для себя лишь хочет воли»). Отсюда его суждение, полное равнодушного цинизма, о необъятном наслаждении «в обладании молодой, едва распустившейся души»: «Она как цветок», который «надо сорвать <...> и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!» В этом почти вся его мораль, философия счастья.

И это говорит боевой офицер, благородный человек, философ! Рыцарь! Но повествование как раз приводит к мысли, что счастья у него нет. Флирт с княжной Мери - чтобы досадить Грушницкому. Грушницкий хочет, чтобы Печорин был его другом, - это так импозантно! Но Печорина это смешит, и он, в сущности, издевается над Грушницким, который все принимает всерьез. Снисходительности Мери к его ухаживанию, настойчивому и потому надоедливому, Грушницкий не замечает, но Печорин давно заметил и сделал, как теперь говорят, выводы... А зачем все это? Какая цель?  Ответить можно пошлостью: чтобы время провести без скуки.

Но автор дает трудный психологический рисунок героя с такой тщательностью, что читатель невольно спрашивает: его поведение - это свойство характера аристократа, не понимающего жизни, или это - следствие казарменности николаевского деспотизма, или это - врожденная черта человека? На этот вопрос автор должен ответить.

Мы поставили в заслугу Печорину его пренебрежение к аристократизму, почти брезгливость. И это вполне естественно: он боевой офицер, хотя автор нигде не показывает его в военном деле. Но его поведение, смелое, самоуверенное, почти до отчаянности, свидетельствует о боевой закваске («гусарская косточка»). Противопоставление Печорина и среды очень характерно: он не конфликтует со средой, а сам является ее частью, но частью самостоятельной.

Деспотия казармы не сделала из него раба. Сила воли превозмогает всякий предрассудок, настороженность. Борьба с пьяным казаком указывает на безудержную храбрость нашего героя («Офицеры меня поздравляли - и точно, было с чем!»).

Что общего между этим человеком, рискующим жизнью ради удовольствия, и мужчиной, который рассуждает, что надо сорвать цветок, надышаться и бросить? И вот перед нами одновременно образ героический, прекрасный по духу и - пошлый, ничтожный. Подумаешь, какая победа над девочкой, только вступающей в жизнь! И вот эту пошлость, не романтизм, не «привлекательность зла» (потому что зла-то здесь и нет) Лермонтов хочет подать как пружину деятельности, а это именно пошлость, в какую тогу ее ни ряди. Поэтому эта часть повествования вызывает у читателя сарказм по отношению к герою.

В самом начале я не случайно упомянул имя И. С. Тургенева, автора, которого можно назвать монополистом в изображении первой любви. В «Герое нашего времени» - предвосхищение того, что будет во многих его произведениях. Лермонтов со всеми нюансами описывает первую любовь княжны Мери, наполняя это чувство красотой ощущения и красотой надежды. Девочка с «бархатными глазами» превращается в женщину, понимающую свою власть, свою силу, не допускающую мысли, что она может не понравиться. И в этой ситуации Печорин почти жалок, когда он говорит, что шутил, смеялся над княжной. Оскорбленное девичье чувство говорит: «Я вас ненавижу», но ведь, собственно, победительницей здесь оказалась Мери, а не Печорин, который только плохо сыграл свою роль. И Лермонтов с большим мастерством это показал.

Рядом с этим ненужным романом Печорина с девочкой, которую он не хотел ни оскорбить, ни унизить, а так - просто пофлиртовать, встает большое чувство - любовь Веры. Как часто мы не понимаем замысла художника! Даже такой вдумчивый и тонкий критик, как Белинский, и талантливый Вл. Набоков не могли понять значения образа Веры для раскрытия характера Печорина и для всего романа. Набоков писал, что это «ненужный» образ. Что значит «ненужный», когда через него мы и видим всего Печорина, настоящее, глубокое раскрытие его характера? Набоков перечисляет стилистические недостатки, промахи, повторы и шаблоны, которые он тщательно отыскал в романе. Но он не увидел психологию героя времени. За всеми формалистическими промахами он увидел «гармонию частностей». Набоков все понял, как формалист. Но при этом роман ему нравится, как русскому, выросшему на рассказах о России.

Об образе Веры надо сказать особо. Ведь, в сущности, вся любовно-романтическая часть повествования развертывается на фоне истории отношений Веры и Печорина. Отдаваясь всецело этой любви, будучи ее жертвой, Вера в то же время владеет самим Печориным, его душой, его прошлым, которое для него никогда не проходит, его настоящим. А будущее - кто знает? Все изломано в этом мире: Печорин не женится на Вере, потому что он страшно боится слова «брак», брачные узы для него хуже тюремных цепей. Но он, самовлюбленный, умный, допускает одну из самых больших мерзостей: разделяет любовь с другим.

Он, который вообще не терпит противников и не имеет соперников. И когда, казалось бы, он избавился от этого противоречия, физически удалился, переселился в другой город, от любви-то он не избавился, он по-прежнему любит Веру, и, что еще хуже, она любит его по-прежнему. И нет силы, которая могла бы остановить их страсть. Эта страсть настолько велика и пленительна, что занимает почти главенствующее место в повествовании. Высокая патетика как бы перечеркивается пошлостью любовных отношений Веры с ее мужем, и никакие объяснения условностями времени, средой не дают оправдания этому поведению. И сам Печорин прекрасно понимает, что это чувство, от которого он бежит и не может убежать. А пошлость его положения лишь дразнит и раздражает самолюбие Печорина, не привыкшего иметь соперников. Это постоянное двоемирие Веры не только не угнетает ее, но рождает в ней силы любви к Печорину. В этом чувстве сгорают силы физической выносливости Веры. И остается только желание приспособиться к жизни, пока еще не весь женский кредит исчерпан, то есть выйти замуж. Весь этот роман, как бы стоящий «за кадром», является главным в раскрытии характера героя и композиции произведения в целом.

Описание этого большого чувства перемежается с той повседневностью, мелочностью, которая окружает людей. И Печорин страшно несправедлив, когда жалуется на скуку, ибо скучать ему некогда. Он всецело поглощен отношениями с Верой, где прошлое оказывается сильнее настоящего, а жизнь требует ответа на повседневное, обычное, текущее. И таким повседневным является в романе офицерская среда, которая противопоставлена Печорину: Грушницкий, драгунский капитан и др. Грушницкий видит, что «счастье боевое» всецело на стороне Печорина. Симпатии княжны на его стороне. Грушницкого это очень огорчает, а остальных, в первую очередь драгунского капитана, очень потешает. Ясно, что всем скучно, и стравить двух соперников очень занимательно. Что может быть мерилом высшей добродетели офицера? Конечно, смелость. А сказать о Печорине, что он трус, - само по себе смелость, потому что это неправда. И это очень унижает Печорина, который всегда противопоставлял себя другим. А дальше - подробное описание заговора, повествование о дуэли, описание места, площадки; наконец, история с незаряженным пистолетом и раскрытие Печориным заговора в последний момент. Трагический акт дуэли противники Печорина хотят обратить в фарс, когда он будет целиться незаряженным пистолетом. Но Печорин разоблачает преступный водевиль, придуманный драгунским капитаном. Мальчик Грушницкий понимает, как далеко зашел замысел драгунского капитана, и говорит ему, что Печорин и Вернер правы. Но его мальчишеское самолюбие и мнение драгунского капитана не дают ему отказаться от клеветы.

«Стреляйте! <...> Нам на земле вдвоем нет места... » - патетика речи не оставляет бедного Грушницкого и в этот момент. Как умный человек, Печорин понимает, что этим мальчишкой, которому 21 год, движет самолюбие. Почему же он не выстрелил в воздух? Потому что слишком сильна обида на то, что он мог бы стать неизбежной жертвой этого заговора. И здесь, когда речь идет о жизни и смерти, Печорин не смог подняться выше Грушницкого. И наше уважение к герою меркнет, как померкло оно у Вернера («Вы можете спать спокойно... если можете...»). Так ничтожное удовлетворение самолюбия обратилось в человеческую трагедию. Нам скажут: таковы были порядок, честь. Но все было по-разному. И роман тем замечателен, что Лермонтов гениально ухватил именно эти черты слабости человека. Откуда это шло - от общего характера времени или от личных качеств человека - это уже тайна писателя, но он нам это раскрыл и показал.

Но «конца комедии» еще не видно. Два письма получены Печориным после дуэли: письмо Веры Печорин боится читать и сначала читает письмо Вернера, содержащее упрек. Вот так все они: сначала сочувствуют и помогают, а когда что-то совершилось, не одобряют и отступают... Письмо Веры сообщало о тяжелом объяснении с мужем и выражало чувства, которые Печорин знает до последней капли, но все равно читает с жадностью... Только одна мысль - попрощаться. Зачем? Ведь последний поцелуй и пожатие руки ничего не спасут. Зачем же этот безумный бег? Но все равно он будет, и Печорин гонит коня по кисловодской дороге. Он летит, как вихрь. Лошадь оступилась, сделала несколько рывков и упала замертво. Тогда Печорин понял, что остался в степи один. И вот перед нами - разоблачение Печорина, его страдание, беспомощность... Он был жалок, как бессильное, все потерявшее существо: «...вся моя твердость, все мое хладнокровие - исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк...».

Вот именно здесь и раскрылся весь Печорин, раскрылся трагически, по-настоящему. Он понял, как глубоки и безысходны человеческие страдания. Как он, волевой человек, смелый офицер, не дорожит собственной жизнью и кокетничает сам с собой, якобы жизнь ему не нужна? Но когда настоящая, большая жизнь его захватывает - не маскарадное бытие, а жизнь, задевающая душу, жизнь бесконечно дорогая, единственная и потому нужная и прекрасная, обращенная к дорогому существу, с которым он, быть может, расстается навеки, - тогда он и предстает перед нами во всей наготе человеческой слабости и человеческого благородства. Теперь он не скажет: сорвать цветок, надышаться и бросить, авось кто-нибудь поднимет, - поднимай ты сам этот цветок, которым надышался! Вот здесь раскрылся весь трагизм характера Печорина. Безысходная боль, охватившая его, все человеческое, выступившее наружу. С какой щемящей болью он догадался, что он - такой же, как все, и только напрасно пытался противиться всем, выдавая себя за нечто большее, стоящее над человеком, и сам веря в это. Только теперь он это понял. Так же хорошо, как читатель понял, что он - герой времени. Упреки: разве такой плохой человек может быть героем времени - теперь сняты для читателя. Печорин - герой времени, потому что он такой же, как все.

Но это пробуждение только на несколько часов. После этого Григорий Александрович Печорин вновь наденет на себя «мундир» циника, скептика, человека, уверенного в том, что зло привлекательно, человека, ко всему равнодушного. Так перед нами во весь рост встала трагедия человека потерянного поколения 40-х годов XIX века, где рядом с благородными порывами автор с необыкновенной жестокостью показал и другую сторону поведения героя. Подслушивания, подглядывания, выслеживания - весь бытовой шпионаж, к которому прибегает Печорин, не может быть благороден уже по своей природе. В этой жизненной практике и есть трагедия поколения. В сущности, Печорин не тот, за кого себя выдает, - он все время насмехается над теми, кто его воспринимает всерьез: «Во мне два человека»; «Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно». В воображении он считает себя великим или во всяком случае верит в свое великое предназначение. В действительности же он прекрасно понимает ограниченность своего духовного (внутреннего) существования. Отсюда - герой «на ходулях». Его реальность заключается в том, что он показывает свою несостоятельность, противоречия, которые его постоянно раздирают. Такова действительность, что большой человек не смог себя реализовать. Но помимо этого мы увидели Печорина в истинном свете и не смели его не пожалеть, ибо ничто человеческое ему не чуждо.

Романтизм Лермонтова интересен тем, что писатель объединяет стили, широко используя реализм, даже натурализм, даже сентиментализм («Герой нашего времени», глава «Княжна Мери). Первый русский психологический роман написан тогда, когда романтизм как таковой уже теряет свою обаятельную популярность. Для Лермонтова романтизм никогда не был переходным этапом от одного стиля к другому. И в начале своего творчества, и позже, на протяжении всех лет он оставался последовательным романтиком. Не ставя это направление ниже реалистического искусства, Лермонтов блестяще показал в своих совершенных произведениях, что всякий стиль в своем полном завершении объективно изображает действительность.

Источник: Либан Н.И. Лекции по истории русской литературы: От Древней Руси до первой трети 19 в. / Вступ. статья и указатели А.В. Архангельской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4144