Меню сайта

Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Классицизм в европейской литературе (кратко)

  • Статья
  • Еще по теме
  • Книги

Классицизм — художественное направление в европейской литературе и искусстве XVII — начала XIX веков. Главная отличительная черта классицизма — обращение к античному наследию как идеальному образцу, эталону. Теоретиком данного направления выступил французский поэт Франсуа де Малерб, но окончательно эстетические принципы поэтики классицизма сформулировал в 1674 году французский поэт и критик Никола Буало в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Классицизм основывался на представлениях о прекрасной природе и разумной закономерности мира. Главные темы произведений классицистов — конфликт чувства и долга, конфликт общественного и личного.

Эстетикой классицизма утверждена строгая иерархия жанров. Жанры делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода) и «низкие» (комедия, сатира, басня). Соответственно, герои произведений «низких» жанров — представители средних сословий, «высоких» жанров — государи, полководцы, религиозные деятели.

И ни в коем случае не допускалось смешение жанров — смешение «высокого» и «низкого», героического и обыденного, трагического и комического. Ведущим жанром признавалась трагедия. Окончательно классицизм сложился в XVII веке во Франции, когда там укрепился абсолютизм.

Представители классицизма во Франции: П. Корнель (трагедии «Медея», «Гораций», «Цинна, или Милосердие Августа», «Смерть Помпея», «Эдип», «Сурена, парфянский полководец», «Аттила, царь гуннов» и др.), Ж. Расин (трагедии в стихах «Александр Великий», «Андромаха», «Митридат», «Федра» и др.), Ж. Лафонтен (басни), Ж.-Б. Мольер (комедии «Тартюф, или Обманщик», «Мизантроп», «Скупой», «Плутни Скапена», комедии-балеты «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной»), Ф. Ларошфуко (сборник «Размышления, или Моральные изречения и максимы»), Ж. Лабрюйер (книга «Характеры или нравы нашего века»), Б. Паскаль («Письма к провинциалу» и «Мысли о религии и о некоторых других вопросах»), Мари Мадлен Лафайет (романы «Принцесса Клевская», «Принцесса Монпансье»).

Представители веймарского (нового немецкого) классицизма в Германии: И. В. Гёте (историческая драма «Эгмонт», трагедии «Ифигения в Тавриде», «Торквато Тассо»), И. К. Ф. Шиллер (баллады «Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли» и др., эстетические работы «О трагическом в искусстве», «О возвышенном», «О наивной и сентиментальной поэзии», «Письма об эстетическом воспитании человека», историческая трилогия «Валленштейн»).

Представители классицизма в Англии: А. Поп (философская поэма «Опыт о человеке»), Дж. Аддисон (трагедия «Катон»).

Представители классицизма в Италии: В. Альфьери («любовные трагедии» «Антоний и Клеопатра» и «Октавия», «трагедия о борьбе за трон» «Мария Стюарт», «трагедии семейных чувств» «Орест» и «Антигона), У. Фосколо (трагедии «Аякс» и «Риччарда», а также оды и сонеты).

Источник: Стронская И.М. Зарубежная литература. - СПб.: Издательский Дом "Литера", 2006

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

Категория: Теория литературы | Добавил: katerina510 (26.02.2019)
Просмотров: 38 | Теги: Классицизм