Меню сайта
Главная » Статьи » Теория литературы и др.

В разделе материалов: 202
Показано материалов: 41-50
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 ... 20 21 »

«Чистое искусство», или «искусство для искусства», — условное наименование ряда эстетических концепций, утверждающих, что художественное творчество самоценно, не зависит от политики и требований общества. Его цель — дарить красоту и пробуждать восхищение миром, воплощённым в произведении. Теория «искусства для искусства» зародилась во Франции в середине XIX века, а в России «чистое искусство» наиболее полно заявило о себе в 60-е годы XIX века в разгар дискуссий о роли поэзии в общественной жизни.


В обыденном смысле читатели называют реализмом правдивое и объективное изображение жизни, которое легко сопоставить с реальностью. Впервые литературоведческий термин «реализм» употребил П.В. Анненков в 1849 году в статье «Заметки о русской литературе 1818 года».


Первоначально герои в фольклорных и литературных произведениях характеризовались какой-либо одной основной чертой, одним качеством. В сказках Баба-яга всегда была злая, добрый молодец — отважен. Кощей Бессмертный — жаден, красна девица — мудрая и верная. Былинный богатырь Илья Муромец был могуч и непоколебим. Садко — широк душой и щедр. У сказочных героев ещё не было индивидуальных характеров, личных переживаний.


Герой — главный образ литературного произведения. Благодаря образу героя осуществляется связь, диалог между автором и читателем. Например, А.С. Пушкин, создавая роман «Капитанская дочка», стремился выразить своё отношение к проблемам любви, чести, долга и достоинства человека, оказавшегося участником глобальных исторических потрясений. Для этого он вводит в повествование героев, которые живут и действуют в вымышленном автором мире.


Читатель является главным участником литературного процесса. Чтение как вид деятельности человека присутствует на всех этапах создания литературы. Автор, создавая произведение, читает тексты других писателей, предшественников и современников, и его герои, безусловно,— тоже читатели. Благодаря читателю осуществляется непрерывная связь культур и цивилизаций человечества.


Устное народное творчество (иначе – фольклор) – это созданное народом словесное искусство, которое передается из уст в уста, из поколения в поколение, и закрепляется в бытовом укладе народа. Фольклор – это форма творческого самовыражения личности или коллектива, которая считается древнейшей, появившейся задолго до возникновения литературы. Он стал основой и источником для творчества многих авторов. Литература, появившаяся позже, изначально была связана с высшими слоями общества. В отличие от нее, фольклор оставался достоянием масс и удовлетворял их эстетические потребности.


Эпическое произведение может быть написано в жанре эпопеи, эпической поэмы, романа, повести, рассказа, новеллы и определенного вида очерка. Характерной чертой эпоса является организующая роль повествования: автор сообщает о событиях, которые имели место в прошлом и вспоминаются. Он описывает обстановку того времени и облик персонажей, а иногда рассуждает.


Виктор Пелевин, современный писатель-постмодернист, поразил меня своим утверждением: «Смысл жизни в поисках смысла жизни». Действительно, человечество не одно тысячелетие пытается осмыслить своё существование, но до сих пор не найден устраивающий всех ответ.


Судьба многих героинь русской классической литературы — это, как правило, драма или трагедия. Катерина в «Грозе» А.Н. Островского, Настасья Филипповна в «Идиоте» Ф.М. Достоевского, Нина Заречная в «Чайке» А.П. Чехова... Выделяясь из своей среды духовностью и стремлением к свободе, они гибнут или оказываются сломленными в мире, где царит эгоизм. Несмотря на различия социального положения и характеров этих женщин, их судьбы удивительно похожи. Так, например, похожи судьбы Ларисы Огудаловой в «Бесприданнице» А.Н. Островского и Нины Заречной в чеховской «Чайке».


Пейзаж (от франц. «местность, страна») — это картина природы, в искусстве созданная художественными средствами. В эпическом и лиро-эпическом произведениях используются изобразительные возможности литературы, природа описывается, в повествовании о ней важны характеристики времени года, местного колорита.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 51-60 61-70 ... 191-200 201-202