Меню сайта

Статьи » Литература 18 века » Общие статьи

Развитие русского сентиментализма (конспект лекции)

  • Статья
  • Статьи по теме
  • Книги по теме

1. Крушение идеологии классицизма

2. Зарождение русского дворянского сентиментализма

3. Особенности русского дворянского сентиментализма

4. Авторы и произведения русского сентиментализма

1. Крушение идеологии классицизма

В 70-е гг. XVIII в. в русской литературе начинается постепенное разрушение идей классицизма. Предпосылками для этого явились следующие события:

      внутренние политические события России — бунт Пугачева, который оказал сильнейшее влияние на русское дворянство, вызвав страх в рядах либералов и заставив многих из них отказаться от своих идей, а также способствовал усилению режима правительства и Екатерины II по сохранению своей самодержавной власти и феодальных порядков;

      внешние политические события — революционное движение в Соединенных Штатах Америки, которые отвоевывали свою независимость от Англии, и эти события ассоциировались у русской интеллигенции и дворянства с бунтом Пугачева и также заставляли испытывать страх за сохранность своего положения;

      назревание в русском обществе такой политической ситуации, при которой необходимо было сделать выбор между деспотией царя и революцией народа, и выбор был сделан в пользу первого, что и привело к постепенному разрушению в России либеральных идей классицизма и просветительства;

      разочарование многих русских литераторов в связи с происшедшими политическими событиями в своих идеалах, причем как литературных, так и жизненных, и это приводит к постепенному краху идей классицизма в русской литературе.

2. Зарождение русского дворянского сентиментализма

Указанные предпосылки обусловили не только крах в русской литературе крупного движения — классицизма, но и способствовали возникновению нового крупнейшего направления в русской литературе - русского дворянского сентиментализма, который представлял собой первый этап русского дворянского романтизма. Эмоция, мечта — главная составляющая нового направления в русской литературе, в котором акцент переносится с острой социальной борьбы на мистику и теорию самосовершенствования. Причины, способствовавшие активному развитию в русской литературе сентиментализма:

      популярное в указанный период движение масонства, также дающие возможность уйти от пугающей и противоречивой действительности в мистические искания;

      развитие сентиментализма на Западе и его проникновение в начале 70-х гг. на российскую почву через переводную буржуазную драму.

3. Особенности русского дворянского сентиментализма

Русский дворянский сентиментализм в литературе XVIII в. имел следующие характерные особенности:

      перенос акцента с разума на чувства и эмоции;

      ориентация на самосовершенствование и самокопание;

      рассмотрение чувств, эмоций как способа решения жизненных проблем;

      уход в интимную лирику;

      отказ от политической активности в литературе;

      общий психологизм, психологический анализ человеческой души, ее чувств, эмоций и переживаний;

      отказ:

•        от изображения великих исторических личностей, царей, а акцент на изображении простых людей с их страданиями, любовью, дружбой, привязанностями и т. п.;

•        традиций Сумарокова и его школы, многие ученики которого перешли в ряды сторонников сентиментализма;

      стремление к построению в литературе мира эстетической, умилительной и изящной мечты, выраженной в художественной форме;

      сужение поэтического словаря, использование особых поэтических слов "сладостного" эмоционального характера, целью которых является не уточнение смысла высказывания, а создание настроения прекрасного самозабвения личности в искусстве;

      преобладание субъективных, а не объективных критериев красоты и истины.

4. Авторы и произведения русского сентиментализма

Наиболее ярко черты русского дворянского сентиментализма проявились в драматургии, поэзии и лирике. К литераторам - приверженцам этого направления можно отнести таких авторов как:

      Н.И. Новиков, отошедший после пугачевского бунта от идеи классицизма и либерализма и отдавший себя служению идеалам масонства, мистическая направленность которого отразилось в его литературном творчестве в 1780-е гг.;

      М. М. Херасков, создавший следующие произведения, относимые к сентиментализму:

•        поэма "Владимир Возрожденный";

•        драмы "Друг несчастных", "Гонимые", "Милана", ''Школа добродетели", "Извинительная ревность";

•        комическая опера "Добрые солдаты";

•        поэмы-сказки "Пилигримы, или искатели счастья", "Бахариана";

      М. Н. Муравьев, который писал лирические стихотворения, статьи и очерки, а также произведения в прозе, крупнейшими из которых являются " Обитель предместья" и "Эмилиевы письма";

      Ю.А. Нелединский-Мелецкий, создавший на основе фольклора, к которому он обратился в целях поиска светлых, чистых сентиментальных форм и сюжетов, множество стихотворных песен;

      Н.А. Львов, не только обратившийся к русскому фольклору в своих стихах-песнях, но и собиравший и обрабатывавший непосредственно народные песни;

      И.Ф. Богданович, являвшийся представителем группы Сумарокова, но после пугачевского бунта сделавшийся официальным поэтом - служителем деспотии, а его центральным произведением является поэма "Душенька" (вторая половина 1770-х гг.), в которой еще сохранились некоторые традиции классицизма и школы Сумарокова, но при этом наблюдаются и черты сентиментализма, среди которых можно выделить следующие:

•        использование поэтической системы классицизма, выработанной в школе Сумарокова, не для политических, а для эстетических целей;

•        стремление к изяществу и изысканности салонной игривости;

•        использование мифологических образов;

•        стремление автора с помощью сказки увести читателя и уйти самому от политических и социальных проблем реальной жизни в веселый и светлый мир шутки;

•        стремление к замене эстетизмом и веселостью пропасти в душе и, таким образом, отход от печальных и жестких реалий жизни;

•        создание особого поэтического языка, благодаря которому передавались весьма тонкие оттенки темы. Этот поэтический язык впоследствии был воспринят многими поэтами и имел следующие особенности:

-        изящность и поэтичность;

-        эмоциональную обаятельность;

-   "приятность", создаваемую через использование таких слов, как "прелестный", "нежный", "благоприятный", "сладкий" и т. п.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Категория: Общие статьи | Добавил: katerina510 (01.08.2018)
Просмотров: 37 | Теги: сентиментализм, сентиментализм в литературе