Сентиментализм как литературное направление, его развитие в России
Кратко: В последние десятилетия XVIII в. в русской литературе утвердилось новое направление — сентиментализм (от франц. sentimentalisme — «чувство»), достигшее своего расцвета в девяностых годах столетия. Главой русского сентиментализма стал Н.М. Карамзин (1766—1826). Как и стадиально предшествовавший классицизм, новое течение развивалось во многих странах, поэтому его можно назвать общеевропейским явлением, которое было тесно связано с идеологией Просвещения. Полнее всего творческие принципы сентиментализма в Европе воплотили в своих произведениях Ж.Ж. Руссо, И.В. Гёте, О. Голдсмит, Л. Стерн. Роман английского писателя Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», по существу, дал название всему художественному течению. В отличие от классицизма, которому был свойствен культ разума, рационалистический подход к человеку и окружающей его действительности, сентиментализм апеллировал к миру чувств. Таким образом, был сделан значительный шаг вперед в художественном освоении личности. Писатели стали исследовать переменчивые эмоциональные состояния конкретного человека, его душевные порывы. Уже не государственные проблемы, общественный долг, не герой, подчинивший себя высокому служению, а такие естественные чувства, как любовь и дружба, выходят на первое место в произведениях писателей-сентименталистов. Важной эстетической категорией для сентименталистов являлась «чувствительность» (не надо путать ее с бытовой слезливостью и слащавостью). Этим прекрасным качеством наделены лучшие герои, созданные воображением представителей данного литературного направления. Большое значение приобретает умение тонко чувствовать, отзываться на движения души другого человека, наконец, сострадать обездоленным. Чувствительность выступает в качестве инструмента художественного познания мира. Ею проверяются положительные и отрицательные персонажи, ведь далеко не каждый соответствует этим высоким требованиям. Именно чувствительность стала своеобразным ключом, с помощью которого писатели открыли частную жизнь человека. Карамзину принадлежит четверостишие: Что есть жизнь наша? — Сказка. А что любовь? — Ее завязка; Конец печальный иль смешной. Родись, люби — и Бог с тобой! («Два сравнения») Источник: История русской литературы XIX века / Под ред. А.И. Журавлевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та; "ЧеРо", 2006 Подробнее: 1. Крушение идеологии классицизма 2. Зарождение русского дворянского сентиментализма 3. Особенности русского дворянского сентиментализма 4. Авторы и произведения русского сентиментализма 1. Крушение идеологии классицизмаВ 70-е гг. XVIII в. в русской литературе начинается постепенное разрушение идей классицизма. Предпосылками для этого явились следующие события: ✓ внутренние политические события России — бунт Пугачева, который оказал сильнейшее влияние на русское дворянство, вызвав страх в рядах либералов и заставив многих из них отказаться от своих идей, а также способствовал усилению режима правительства и Екатерины II по сохранению своей самодержавной власти и феодальных порядков; ✓ внешние политические события — революционное движение в Соединенных Штатах Америки, которые отвоевывали свою независимость от Англии, и эти события ассоциировались у русской интеллигенции и дворянства с бунтом Пугачева и также заставляли испытывать страх за сохранность своего положения; ✓ назревание в русском обществе такой политической ситуации, при которой необходимо было сделать выбор между деспотией царя и революцией народа, и выбор был сделан в пользу первого, что и привело к постепенному разрушению в России либеральных идей классицизма и просветительства; ✓ разочарование многих русских литераторов в связи с происшедшими политическими событиями в своих идеалах, причем как литературных, так и жизненных, и это приводит к постепенному краху идей классицизма в русской литературе. 2. Зарождение русского дворянского сентиментализмаУказанные предпосылки обусловили не только крах в русской литературе крупного движения — классицизма, но и способствовали возникновению нового крупнейшего направления в русской литературе - русского дворянского сентиментализма, который представлял собой первый этап русского дворянского романтизма. Эмоция, мечта — главная составляющая нового направления в русской литературе, в котором акцент переносится с острой социальной борьбы на мистику и теорию самосовершенствования. Причины, способствовавшие активному развитию в русской литературе сентиментализма: ✓ популярное в указанный период движение масонства, также дающие возможность уйти от пугающей и противоречивой действительности в мистические искания; ✓ развитие сентиментализма на Западе и его проникновение в начале 70-х гг. на российскую почву через переводную буржуазную драму. 3. Особенности русского дворянского сентиментализмаРусский дворянский сентиментализм в литературе XVIII в. имел следующие характерные особенности: ✓ перенос акцента с разума на чувства и эмоции; ✓ ориентация на самосовершенствование и самокопание; ✓ рассмотрение чувств, эмоций как способа решения жизненных проблем; ✓ уход в интимную лирику; ✓ отказ от политической активности в литературе; ✓ общий психологизм, психологический анализ человеческой души, ее чувств, эмоций и переживаний; ✓ отказ: • от изображения великих исторических личностей, царей, а акцент на изображении простых людей с их страданиями, любовью, дружбой, привязанностями и т. п.; • традиций Сумарокова и его школы, многие ученики которого перешли в ряды сторонников сентиментализма; ✓ стремление к построению в литературе мира эстетической, умилительной и изящной мечты, выраженной в художественной форме; ✓ сужение поэтического словаря, использование особых поэтических слов "сладостного" эмоционального характера, целью которых является не уточнение смысла высказывания, а создание настроения прекрасного самозабвения личности в искусстве; ✓ преобладание субъективных, а не объективных критериев красоты и истины. 4. Авторы и произведения русского сентиментализмаНаиболее ярко черты русского дворянского сентиментализма проявились в драматургии, поэзии и лирике. К литераторам - приверженцам этого направления можно отнести таких авторов как: ✓ Н.И. Новиков, отошедший после пугачевского бунта от идеи классицизма и либерализма и отдавший себя служению идеалам масонства, мистическая направленность которого отразилось в его литературном творчестве в 1780-е гг.; ✓ М. М. Херасков, создавший следующие произведения, относимые к сентиментализму: • поэма "Владимир Возрожденный"; • драмы "Друг несчастных", "Гонимые", "Милана", ''Школа добродетели", "Извинительная ревность"; • комическая опера "Добрые солдаты"; • поэмы-сказки "Пилигримы, или искатели счастья", "Бахариана"; ✓ М. Н. Муравьев, который писал лирические стихотворения, статьи и очерки, а также произведения в прозе, крупнейшими из которых являются " Обитель предместья" и "Эмилиевы письма"; ✓ Ю.А. Нелединский-Мелецкий, создавший на основе фольклора, к которому он обратился в целях поиска светлых, чистых сентиментальных форм и сюжетов, множество стихотворных песен; ✓ Н.А. Львов, не только обратившийся к русскому фольклору в своих стихах-песнях, но и собиравший и обрабатывавший непосредственно народные песни; ✓ И.Ф. Богданович, являвшийся представителем группы Сумарокова, но после пугачевского бунта сделавшийся официальным поэтом - служителем деспотии, а его центральным произведением является поэма "Душенька" (вторая половина 1770-х гг.), в которой еще сохранились некоторые традиции классицизма и школы Сумарокова, но при этом наблюдаются и черты сентиментализма, среди которых можно выделить следующие: • использование поэтической системы классицизма, выработанной в школе Сумарокова, не для политических, а для эстетических целей; • стремление к изяществу и изысканности салонной игривости; • использование мифологических образов; • стремление автора с помощью сказки увести читателя и уйти самому от политических и социальных проблем реальной жизни в веселый и светлый мир шутки; • стремление к замене эстетизмом и веселостью пропасти в душе и, таким образом, отход от печальных и жестких реалий жизни; • создание особого поэтического языка, благодаря которому передавались весьма тонкие оттенки темы. Этот поэтический язык впоследствии был воспринят многими поэтами и имел следующие особенности: - изящность и поэтичность; - эмоциональную обаятельность; - "приятность", создаваемую через использование таких слов, как "прелестный", "нежный", "благоприятный", "сладкий" и т. п. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5995
| |