Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Ломоносов М.В.

Ломоносов - поэт: подробная характеристика поэзии Ломоносова

  • Статья
  • Еще по теме

Поэтическая деятельность Ломоносова началась приблизительно с середины 30-х гг. и длилась до конца его жизни. Наиболее интенсивная пора ее относится к 40-м и к началу 50-х гг. XVIII в. Поэзия Ломоносова свидетельствует о широком творческом диапазоне автора. Мы у него находим "торжественные" оды, героическую поэму, философско-лирические произведения, лирику, эпиграммы, трагедии. В своих одах Ломоносов пишет о России, ее прошлом и настоящем, о русском народе, природных богатствах России, о человеческом разуме, о науках и их роли в жизни человечества вообще и России в частности.

Оды Ломоносова: характеристика

С именем Ломоносова в истории русской литературы связывается создание и утверждение жанра "торжественной" оды. Ломоносов писал свои оды в связи с торжественными датами, когда их ждали от него при дворе или когда ему поручала их писать Академия наук. Однако, создавая свои произведения по тому или иному "поводу", Ломоносов никогда не оставался в пределах этого "повода", превращая оду в содержательное и многотемное произведение.

Прославление "истинных дел" — вот к чему стремится прежде всего Ломоносов в своём одическом творчестве. Современная Ломоносову действительность не отличалась "необъятностью дел", и поэтому своим героем поэт выдвигает Петра I: здесь он получает возможность прославлять "истинные дела". Об этом Ломоносов говорит в своей поэме "Петр Великий" (1760):

Не вымышленных петь намерен я богов,

Но истинны дела, великий труд Петров.

Хотя и до Ломоносова были попытки дать образ Петра в поэзии (Ф.Прокопович, А. Кантемир), однако именно Ломоносов превратил этот образ в символ исторического прогресса, национального могущества, разума, воли, неустанного созидательного труда и преданности стране. В творчестве Ломоносова образ Петра сливается с Россией, так как сама гениальность Петра заключается, по мнению поэта, в том, что он следовал нуждам России. Ломоносов видит в петровской эпохе не только Петра, но и русский народ как активную и мощную силу истории.

Обращение к личности Петра вносит в произведения Ломоносова острый политический смысл. Образом Петра I Ломоносов пользуется для выражения своей неудовлетворенности настоящим. Елизавета Петровна, Петр III и Екатерина II заставляют его мечтать о том, чтобы

Произошли б земны владыки,

Родились бы Петры Велики,

Чтоб просветить весь смертных род.

Наибольшей глубины содержания и в то же время простоты и конкретности в средствах поэтического выражения Ломоносов достиг в своей оде 1747 г. В ней он пишет о России, о Петре, о русском народе и русской природе, о торжестве человеческого разума, об исключительных возможностях России. Ни в одном его произведении Россия не выглядит такой величественной, огромной, богатой своими морями, реками, недрами, лесами, как в этой оде.

Величие России заключается не в одних ее безмерных пространствах, но и в людях, призванных эти пространства обжить. Глубокой верой в русских людей проникнуты слова Ломоносова о том,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Лирические произведения Ломоносова

Наряду с торжественными одами Ломоносов писал лирические произведения, в которых он выражал свои личные чувства и настроения. Таковы его "Переложения" псалмов. Наибольшей творческой силы Ломоносов достиг в переложении 103-го псалма, в "Оде, выбранной из Иова" и в двух "размышлениях" ("Утреннее размышление о божием величестве ..." и "Вечернее размышление о божием величестве ..."). Эти произведения лучше и больше всего выражают особенности поэтического мышления Ломоносова. В них обнаруживается его умение видеть и чувствовать природу. Основной мотив этих произведений — прославление мироздания, которое предстало перед человеком во всем многообразии своих больших и малых творений. Тут и "прекрасное светило", небо, луна, звезды, тучи, вихри, молнии, море, бездна, северное сияние. Все эти явления живут каждое своей особой стремительной и бурной жизнью, и в то же время внутренне упорядоченной и единой. Природа для Ломоносова-поэта является одновременно предметом изучения и художественного любования. Мироздание, становясь образом, одухотворяется авторским чувством, перестает быть неодушевленным. Картина звездного неба в "Вечернем рассуждении..." Ломоносова —

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет,

бездне — дна... —

с необходимостью предполагает человека с его разумом и чувством, энергией познания и действия.

"Письмо о пользе стекла"

Среди поэтических творений Ломоносова есть произведение, подобного которому по жанру русская поэзия до него не знала. Это "Письмо о пользе стекла" (1752). Произведение это объединяет в себе элементы научного трактата, публицистического рассуждения, гневной сатиры и вдохновенного панегирика. Ломоносов пишет это "Письмо" как будто по совсем частному поводу — он оправдывает свой интерес к изготовлению стекла. Однако по смысловому содержанию "Письмо" — это экскурс в историю человечества, взятую под углом зрения борьбы разума с невежеством. Ломоносов показывает, в какой тягостной борьбе люди завоевывали истину, как в каждую историческую эпоху находились силы, препятствовавшие прогрессу и посылавшие на казнь этих отважных людей. В прославлении человеческого разума и всех тех, кто выступал борцами за торжество его, проявлялся "духовный интернационализм" Ломоносова. Будучи патриотом в самом глубоком смысле этого слова, он вместе с тем мыслит масштабами человечества, а не только одной нации, ибо понимает, что подлинный разум не знает национальной обособленности, он не разъединяет, но объединяет человечество.

"Разговор с Анакреоном"

Одно из самых значительных творений Ломоносова, занимающее особое место в его творческом наследии, — стихотворение "Разговор с Анакреоном" (1758 - 1761), главная тема которого — судьба поэта, его роль и место в общественной жизни.

Ода "Разговор с Анакреоном" представляет собой, как известно, соединение "парных" од, последовательные высказывания Анакреона и Ломоносова. Но особенность ее в том, что ответам Ломоносова предшествуют не вопросы, а поэтические миниатюры, в которых проясняется жизненная позиция Анакреона — поэта и человека. Стихи Анакреона переводил сам Ломоносов, поэтому поэтический диалог превращается в тонко и умело созданную стилизацию, в которой слово Анакреона, будучи идеологически определенным и конкретным в каждом монологе, в то же время соотнесено со словами Ломоносова в пределах всего произведения.

Однако Ломоносов понимает, что создания оппозиции "личное — общественное" недостаточно, оно не исчерпывает диалектической сложности проблемы. Анакреону нужен "оппонент", который удовлетворял бы, по крайней мере, двум требованиям: во-первых, принадлежал к числу деятелей, достаточно великих, чтобы стать историческим лицом и представлять время в его общечеловеческой значимости, во-вторых, своей жизнью и судьбой воплощал крайнее проявление определенной черты характера или совокупности этих черт.

Так, в оде появляется Катон, что дает возможность Ломоносову занять "третью" позицию и сопоставить носителей этических и — шире — жизненных концепций в едином общеисторическом масштабе значений. Это сопоставление в виде объединения лаконичных и ёмких характеристик приводится в ответах Ломоносова на XI оду Анакреона.

В пределах одной строки автор находит важнейшие, "сигнальные" слова, характеризующие жизнь героев:

Анакреон, ты был р о с к о ш е н, весел, сладок,

Катон старался ввесть в республику п о р я д о к

Роскошь — метафора душевного беспорядка, вбирающая в себя "весёлость" и "сладость" как самочувствие и отношение к миру. Применительно к Катону указание на поступательность активного действия ("старался ввесть") свидетельствует о внутренней собранности, самодисциплине как личностному отношению к окружающему.

Ты век в  з а б а в а х жил и взял свое с собой,

Его у г р ю м с т в о м  в Рим не возвращен покой.

Комментируя судьбу Анакреона, Ломоносов высказывает, как нам представляется, глубокую мысль о том, что "забавы", протяженные до пределов жизни, делают ее "закрытой", замкнутой. Эгоистичное, потребительское отношение к жизни выключает человека из того бесконечно развивающегося лично-общественного бытия, где жизнь каждого всегда — еще для кого-то. "Взять свое с собой" может лишь тот, чья жизнь равна самой себе, потому что она обслуживала лишь самоё себя. Жизнь как "самопредставление", как разматывающая цепь наслаждений и удовлетворений мстит своей конечностью (а потому — малостью), отделяя ограниченное "свое" от беспредельного "общего".

Однако гармония общественной жизни ("покой") не может быть обеспечена "угрюмством", даже если человек жертвует собой во имя общего блага. "Угрюмство", понятное как истовость, аскетизм, отречение от радостей жизни во имя служения идее, столь же чревато одиночеством и отторжением от общего, как и "забавы". С поразительным искусством Ломоносов углубляет и заостряет эти рассуждения, находя точные, фиксирующие слова-определения, схватывающие и выявляющие саму суть позиций героев:

Ты жизнь у п о т р е б л я л как временну утеху,

Он жизнь п р е н е б р е г а л  к республике успеху.

Причем совершенно очевидно, что Ломоносов примеряет неправоту одного к неправоте другого. Поэтически воплощенное мировоззрение Катона постепенно "перемещается" на позицию, крайнюю в том диапазоне ценностей, начальной точкой которого является позиция Анакреона.

В такой же мере, как "угрюмство", будучи психологическим типом отношения к окружающему, уравнивается с "забавами", "употребление" жизни стоит ее "пренебрежения".

В смерти каждого из героев Ломоносов видит закономерное воплощение самой логики их жизни:

Зерном твой о т н я л дух приятный супостат.

Ножём он сам себе был смертный супостат.

Расслабленность, изнеженность Анакреона превратили его в человека, ведомого обстоятельствами, отняли способность к активному волеизъявлению, мужественной инициативе. У Анакреона отнимают жизнь. Причем отъятие принадлежит "приятному винограду", предмету воспевания и преклонения. Едкая ирония автора оды в том, что "убийцей" Анакреона выступает виноградное зерно, которым согласно легенде подавился древнегреческий поэт.

Смерть Катона — акт высокого мужества и личного, добровольного волеизъявления. "Беззлобная роскошь" приводит Анакреона к нелепой смерти, в которой сочетание трагического (удушье) и комического (убийца — виноградное зёрнышко) словно указывает на своеобразное наказание, возмездие и урок безжалостной, но справедливой судьбы. Трагический финал Катона — проявление всё той же "упрямки славной", которой была отмечена жизнь мужественного республиканца.

Пять двустиший, объединенных в "ответе" Ломоносова, — это формулировочные и обобщающие высказывания, которые с важнейших сторон оценивают полярные этические концепции с их жизненными "выходами" и итогами. Обнаруживается, что Ломоносов сопоставляет эти позиции не для того, чтобы выбрать более достойную, "свою". Мысль Ломоносова глубже и серьезнее:

Несходства чудны вдруг и сходства понял я,

Умнее кто из вас, другой будь в том судья.

"Сходство несходного" Ломоносов видит в соединении, сводимости крайностей. Жизненная философия каждого из деятелей прошлого чревата одиночеством и ущербностью. Хотя симпатии поэта на стороне Катона с его "упрямкой славной", столь близкой Ломоносову, но и здесь русский просветитель, исследующий жизнь в ее гармоничной естественнонаучной и эстетической цельности и полноте, справедливо усматривает односторонность, а значит — ложность. Поэтому он уходит от спора, в котором нет и не может быть победителя.

Значение поэзии Ломоносова

Влияние Ломоносова на русскую литературу и на культуру вообще огромно. Ломоносов был первым русским поэтом, произведения которого и по своему языку, и по авторскому чувству, лирическому настроению явились выражением окрепшего национального самосознания. Многие идеи, питавшие творчество Ломоносова или выдвинутые им, продолжали жить в русской литературе последующих десятилетий — в творчестве Державина, Карамзина, Радищева, Пушкина.

Безмерностью своего гения, уникальной одаренностью и огромной творческой энергией Ломоносов выступил в исторической роли "человека — обещания", представителя своего народа, олицетворением грандиозности духовных сил и возможностей, которыми наделены простые люди труда в России.

Многозначительно, на уровне библейских сопоставлений, определил Радищев значение судьбы Ломоносова, обозначая его творческую энергию как "первый мах в творении" национальной культуры и литературы нового времени.

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4134