Меню сайта
Статьи » Литература 18 века » Фонвизин Д.И.

Анализ комедии "Бригадир", сюжет и герои

  • Статья
  • Еще по теме

Хотя комедия "Бригадир" написана в традициях классической поэтики, но Фонвизин уже в первой сцене вводит зрителя и читателя в мир живых, узнаваемых людей с яркими индивидуальными характерами. Сама мизансцена в начале первого действия по содержанию и поведению героев, в ней участвующих, свидетельствует о реалистическом воплощении жизни провинциального дворянства. В то же время нельзя сказать, что драматургия "Бригадира" строится по законам реалистического жизнеописания. Действие комедии статично, в характерах нет психологической достоверности — они по-прежнему являются "ролями", "масками" классической комедии.

Одной из важнейших нравственно-социальных проблем того времени была проблема воспитания. Дворянское сословие было в России тем классом, от которого многие ждали социального прогресса и расцвета нации, экономического и духовного могущества страны. Вот почему воспитание дворянских детей в духе просветительских идей и высоких гуманистических идеалов было одной из самых благородных и патриотических задач в представлении демократически настроенных писателей XVIII в. в России.

Заслуга Фонвизина состоит в том, что он решает эту проблему не в плане резонерского обличения заранее "заданных" пороков, а в живых и ярких художественных образах.

Сюжет комедии "Бригадир" (краткое содержание)

Сюжет комедии прост. Дочь советника Софья любит бедного дворянина Добролюбова, но отец намерен выдать ее замуж за сына отставного бригадира (генеральский чин) Иванушку. Комизм "Бригадира" проистекает от обилия и неожиданности любовных коллизий. Иванушка не любит Софью, зато буквально пылает страстью к жене советника. Советница отвечает ему взаимностью. Советник, в свою очередь, испытывает нежные чувства к бригадирше, которая, впрочем, к нему совершенно равнодушна. Бригадир увлечен советницей, являясь, таким образом, соперником своего сына. В финале пьесы все эти сложности и достаточно искусственные отношения разрешаются благополучно, потому что Добролюбов выигрывает судебный процесс и становится богатым. Теперь он может жениться на Софье, а все остальные герои уходят со сцены посрамленными.

Герои комедии "Бригадир": характеристика

Иванушка — щеголь. Он глуп и невежествен. Воспитание Иванушка получил в пансионе, который содержал французский кучер. Иванушка истово преклоняется перед всем французским. Он побывал в Париже и считает себя истинно просвещенным человеком. Одновременно с этим он полагает, что родиться в России — глубокое несчастье для дворянина. Иванушка мнит себя в душе французом: "Тело мое родилось в России, это правда, однако дух мой принадлежит короне французской". Он презирает все родное, отечественное.

Советница — щеголиха, модница, любительница "свободной" жизни и светских развлечений. Она так же, как и Иванушка, обожает все французское и глубоко ненавидит русскую жизнь и ее обычаи. Советница скучает в деревенской глуши, где не с кем "амуриться". Соседи, по ее представлению, все сплошь "неучи" и "скоты", поэтому и сидят по домам со своими женами. Советница тоскует по "интрижке", часами просиживая за туалетом. Появление родственной души - Иванушки - воспринимается ею как подарок судьбы, и рядом с новоявленным "французом" совместная жизнь с советником кажется ей особенно убогой и скудной.

Бригадир — тип бравого служаки. Он груб и необразован, крутой нравом и резок на язык. Будучи "военным человеком", он свою лошадь любит больше, чем жену. Все его представления о науке сводятся к совету "читать Артикул и устав военный; не худо бы прочесть инструкцию межевую молодому человеку".

Бригадирша смертельно боится своего супруга-повелителя. Это простая, забитая и невежественная женщина, жадная до денег и в мыслях своих и делах не выходящая за пределы домашних забот. В то же время бригадирша, в отличие от советницы (да и от других персонажей) не испытывает греховных побуждений к кому-либо, сохраняя верность своему мужу. Будучи не только жалким, но и несчастным человеком, она вызывает сострадание к себе.

Источник: Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995

Анализ комедии "Бригадир" Фонвизина

Сатирическая комедия «Бригадир» имела большой успех и принесла своему создателю заслуженную известность. Автор ис­кусно читал свое творение в петербургском обществе, поэтому еще до постановки на сцене пьеса заинтересовала многих. Сто­ит упомянуть о том, что сам автор читал комедию и для Ека­терины II в Эрмитаже. «Во время чтения похвалы императри­цы» давали оробевшему исполнителю «новую смелость». После этого события Фонвизин сблизился с графом Н.И. Паниным, воспитателем наследника-цесаревича, став впоследствии секре­тарем этого выдающегося государственного деятеля второй по­ловины XVIII в. Чем же так подкупила современников первая оригинальная пьеса Фонвизина?

Драматург вывел на сцену представителей различных групп российского дворянства, сблизил театр с жизнью, показав усадебную провинциальную действительность. Вот как оценивал пьесу ровесник писателя, учившийся вмес­те с ним в университетской гимназии: в комедии «острые сло­ва и замысловатые шутки рассыпаны на каждой странице, сочинена она точно в наших нравах, характеры выдержаны очень хорошо, а завязка самая простая и естественная». Эта высокая оценка принадлежит сатирику, журналисту и издателю Н.И. Новикову, который охарактеризовал творчество Фонви­зина еще до появления главного произведения комедиографа в своем «Опыте словаря о российских писателях» (1772) — пер­вом у нас справочно-библиографическом издании.

Едкую насмешку вызывают главные отрицательные герои комедии: чиновник-мздоимец (Советник), тупой солдафон-слу­жака (Бригадир), забитая деспотичным мужем глупая Брига­дирша. Есть в комедии два отрицательных персонажа, которые заслуживают особого вни­мания. Это — Советница и Иванушка, сын Бригадира. В них автор высмеивает галломанию — бездумное преклонение дво­рян перед всем французским. Сын Бригадира презирает да­же собственных родителей за то, что они не знают француз­ского языка. Ему вторит Советница, которая не читает ниче­го, кроме французских «любезных романов». Отвратительный и циничный Иван побывал в Париже, чем очень гордится, считая себя приобщившимся к европейской культуре. На са­мом же деле перед читателем и зрителем предстает тупой и малообразованный, самодовольный человек, сумевший в силу своей ограниченности овладеть во Франции самыми худшими плодами «цивилизации». Так Фонвизин поднимает проблему дворянского воспитания, которая с особой силой звучит в «Недоросле».

Источник: История русской литературы XIX века / Под ред. А.И. Журавлевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та; "ЧеРо", 2006

Понравился материал?
20
Рассказать друзьям:
Просмотров: 18146