"Памятник" (Державин): анализ стихотворения
Первая публикация стихотворения "Памятник" (1795) Державина вышла под названием "К Музе. Подражание Горацию". Автор тем самым указывал на латинского поэта как на своего рода источник собственного поэтического осмысления одной из вечных проблем литературы: что же остаётся в памяти потомков после того, как поэт или писатель уходят из жизни? Если шире, то это можно рассматривать как проблему смерти и бессмертия, преодоления с помощью творчества смертности всего живого и сохранения в памяти потомков души поэта, воплощённой в его произведениях. В первой строфе лирический герой стихотворения Державина признаётся в том, что оно - нечто вроде подведения итогов, осмысления пройденного жизненного пути, поэтому мысль о "памятнике" (том, что останется после тебя) вполне естественна для него. И он утверждает, что он "воздвиг" себе памятник, определяя его как "чудесный, вечный". Эти эпитеты весьма многозначны, ведь далеко не каждое "чудо" оказывается в конечном итоге способным пережить время и стать частью мироздания, обретя "вечность", поэтому с самого начала стихотворения возникает ощущение торжественности, приподнятости, и оно ещё более усиливается от тех сравнений, с помощью которых автор утверждает "вечность", несокрушимость созданного им памятника: "Металлов тверже он и выше пирамид". Эти и другие образы первой строфы подтверждают величие созданного поэтом "поэтического памятника". Далее лирический герой анализируемого стихотворения объясняет, что поэзия может преодолеть "тленье" (образ смерти), потому что она является воплощением всего лучшего, что есть в человеческой душе, может быть, и само-то существование человека оправдано именно тем, что в нём есть эта "часть меня большая" - здесь как бы объединены телесное и духовное начала, и очевидна доминанта духовного в сохранении всего того, что хочет и может оставить человек потомкам после себя. Примечательно, что "славу" свою лирический герой связывает со своим народом, без которого, очевидно, и самой его поэзии не было бы: "И слава возрастёт моя, не увядая, доколь славянов род вселенна будет чтить". В такой форме Державин утверждает неразрывное единство поэта и народа, единство их судеб. В третьей строфе даётся беглый набросок страны, на необъятных просторах которой живут "неисчётные" народы, в которой будет востребован поэтический "памятник", творчество поэта. Но главным своим достижением лирический герой считает то, что "из безвестности я... известным стал". Помня о судьбе Державина, мы должны согласиться с тем, что такое "вознесение" не может не вызвать законной гордости, тем более, что оно произошло не само по себе, а стало результатом упорного и честного труда, высоких нравственных качеств, отстаивания своего понимания добра и зла в очень нелёгких условиях. Объяснению того, что именно ставит себе в заслугу лирический герой, посвящена четвёртая строфа стихотворения "Памятник" Державина. Здесь и "добродетели Фелицы", о которых он "первый... дерзнул в забавном русском слоге" говорить, здесь и "сердечная простота", с которой он "беседует о боге", но самое главное - это завершающая строка строфы. "И истину царям с улыбкой говорить", - вот в чём видит лирический герой Державина (или все-таки сам автор?) свою главную заслугу, вот что было для него самым главным. Как мы помним, сам Державин редко беседовал с царями "с улыбкой", но то, что он всегда старался быть честным в выражении своих мыслей и чувств, неоспоримо. Можно, наверное, говорить о том, что требование абсолютной правдивости было для Державина главным, предъявляемым им к поэзии и поэтам, причем "истину" следовало говорить открыто всем, потому что она, истина, одинакова для всех созданий Божьих ("Властителям и судиям"), независимо от того, кто они есть на земле. Последняя строфа - обращение к Музе, к поэзии, которой, по мнению автора, следует в первую очередь думать не о том, как будут восприняты результаты ей трудов, а о "заре бессмертия", о самом творчестве, потому что людскому суду она неподвластна, она живёт в мире "вечности"... "Возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай", - вот какими, по мнению Державина, должны быть отношения поэзии с современниками, потому что только автор создает сам себя в своих произведениях, создает свой "памятник", способный пережить века. Завершая анализ стихотворения "Памятник" Державина, отметим, что в своей интерпретации оды Горация Гавриил Романович оригинален, он утверждает собственное понимание роли и места в жизни общества поэта и поэзии, оценивая собственное творчество с позиций просветительства, восходящего к общечеловеческим нравственным ценностям. Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 19736
| |