ГЛАВНАЯ КАТАЛОГА СТАТЕЙ Каталог статей - Классическая литература
Меню сайта
Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 1854
Показано материалов: 21-30
Страницы: « 1 2 3 4 5 ... 185 186 »

Поэзия символистов занимает особое место в творческом наследии серебряного века. Это таинственный, нереальный, прекрасный, а порой устрашающий мир, созданный поэтами под влиянием времени и жизни. В нём присутствуют все чувства, характерные для каждого человека: печаль и радость, смятение и умиротворённость. В стихах символистов звучат темы смерти и вечности. Характерной особенностью было их сюрреалистическое мироощущение.


Судьба многих героинь русской классической литературы — это, как правило, драма или трагедия. Катерина в «Грозе» А.Н. Островского, Настасья Филипповна в «Идиоте» Ф.М. Достоевского, Нина Заречная в «Чайке» А.П. Чехова... Выделяясь из своей среды духовностью и стремлением к свободе, они гибнут или оказываются сломленными в мире, где царит эгоизм. Несмотря на различия социального положения и характеров этих женщин, их судьбы удивительно похожи. Так, например, похожи судьбы Ларисы Огудаловой в «Бесприданнице» А.Н. Островского и Нины Заречной в чеховской «Чайке».


Термин «лишний человек» знаком, пожалуй, каждому. Но откуда появился он в русской литературе? И что стоит за этим определением, по какому признаку того или иного литературного героя можно отнести к разряду «лишних» людей?


«Мне, товарищ, жить бесполезно. Я не чувствую больше прелести творения», — так или примерно так можно охарактеризовать мироощущение человека, познавшего «грусть великого вещества» жизни, испытавшего разочарование в общепринятых законах бытия. Это обычно и есть тот рубеж, с которого начинаются поиски правды, истины.


Герои рассказов Шукшина интересны тем, что они взяты практически из жизни, то есть их нельзя разделить на «положительных» и «отрицательных». Как и в реальности, они зачастую приходят к пониманию добра путём горького опыта. Таков, например, Егор Прокудин в «Калине красной». Освободившись из тюрьмы, он не хочет возвращаться к воровскому прошлому, душа его стремится к иной, чистой жизни: «Да что же я за урод такой! — невольно подумал он. — Что я жить-то не умею? К чертям собачьим! Надо жить. Хорошо же? Хорошо. Ну и радуйся».


В произведениях русских писателей второй половины XX века получили отражение не только новые процессы и явления, происходившие в то время в нашем Отечестве, но и проблемы, традиционные для русской литературы. Одной из «вечных» проблем предстаёт проблема противостояния добра и зла. С особым пафосом эта тема звучит в повести Валентина Распутина «Пожар».


Пожалуй, нет такого писателя, который бы в своём творчестве не затронул в той или иной степени тему природы. Здесь мы имеем множество разнообразных примеров — от простых пейзажных зарисовок до возведения Природы в ранг одного из персонажей. При этом устами героев каждый писатель выражает свой взгляд на отношения природы и человека.


Почти все произведения Василя Быкова рассказывают о Великой Отечественной войне. Это во многом объясняется тем, что писатель сам прошёл её от начала до конца. События войны он рассматривает прежде всего с нравственно-философской точки зрения. Описывая поведение людей в бесчеловечных условиях, Быков заставляет нас задуматься об истоках внутренней силы, которая присуща лучшим из его героев. В повести «Сотников» писатель убедительно показывает, что эта сила практически не зависит от физических возможностей человека и целиком относится к области духа.


Есть такой полунаучный термин — «белые пятна». Обычно им обозначают что-либо малоизученное, не до конца понятое. Мне кажется, что применительно к новой истории нашего государства (второй трети XX века) этот термин было бы логичнее заметить на «тёмные пятна»: иначе как чёрным это время не назовешь. С наступлением «эпохи гласности» многие из страниц нашей истории, хранившихся в лубянских папках с грифом «совершенно секретно», стали доступны широкой публике.


«Школа несчастья есть самая лучшая школа», — сказал Белинский. Верно ли это? Действительно ли несчастье способно научить человека чему-то? Как известно, знание есть великое благо и великое счастье, дающееся не каждому. Белинский же утверждал, что несчастье способно приблизить человека к тому, к чему он стремится всю свою жизнь — к истине, к глубокому пониманию бытия, к духовному общению.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 ... 1841-1850 1851-1854