ГЛАВНАЯ КАТАЛОГА СТАТЕЙ Каталог статей - Классическая литература
Меню сайта
Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 2495
Показано материалов: 21-30
Страницы: « 1 2 3 4 5 ... 249 250 »

В основе сюжета — событие фантастическое: профессор Филипп Филиппович Преображенский и его ассистент доктор Иван Арнольдович Борменталь, практикующие в медицинской области омоложения организма методом пересадки половых желез, проводят научный эксперимент: пересаживают бездомной дворняге Шарику гипофиз (нижний придаток головного мозга) человека — убитого в пьяной драке алкоголика и рецидивиста Клима Чугункина.


Рассказ М. Зощенко «Приятная встреча» был напечатан в 1929 году. Как это характерно для юмора Зощенко, речь в нем идет о прямо противоположном тому, что было заявлено в заголовке (сравните с другими рассказами: «Аристократка», «Счастье», «Любовь», «Легкая жизнь», «Богатая жизнь», «Счастливое детство», «Честный гражданин» и тому подобное)


Всю свою творческую жизнь Пастернак отдавал предпочтение прозе перед поэзией. К середине 40-х годов он был не только одним из самых признанных в стране поэтов, но и автором значительнейших прозаических текстов, таких как «Апеллесова черта», «Детство Люверс», «Охранная грамота» и других. Однако желание «сказать правду» о веке и поколении, которое, с его точки зрения, не могло в достаточной степени реализоваться в стихах, приводит зимой 1945—1946 к началу работы над новой книгой.


Стихотворение Пастернака «Рассвет» (1947) стоит под номером 19 в «Тетради Юрия Живаго», где предыдущее, «Рождественская звезда», и последующее, «Чудо», непосредственно интерпретируют евангельские сюжеты. Скорее всего, поэт нуждался в мотивировке — более всего для себя самого — столь глубинного прорастания в нем библейских реалий.


Название стихотворения Пастернака «Зимняя ночь» (1946) связано с центральным символическим образом романа «Доктор Живаго». Одно из его первоначальных заглавий прозы так и звучало: «Свеча горела».


Стихотворение «Гамлет» (1946) является первым в «Тетради Юрия Живаго», которая представляет собой заключительную главу одноименного романа. Можно предположить, что именно здесь стянуты все основные смысловые нити текста — христианские, шекспировские и современные. Пастернак продолжил очень распространенную в «серебряном веке» «гамлетовскую линию», где его предшественниками были Блок и Врубель, Ахматова и Цветаева.


Как считал Иосиф Бродский, единственное реальное желание художника — властвовать над временем. «В плену времени», «время, вперед», «в поисках утраченного времени» — обилие подобных литературных клише подтверждает наблюдение Бродского. Пастернак внес вклад в эту тематику стихотворением «Единственные дни».


В творчестве Бориса Пастернака задолго до реальных космических полетов стихия космоса отпраздновала свое торжество: «Кому-нибудь не спится в прекрасном далеке на крытом черепицей старинном чердаке. Он смотрит на планету, как будто небосвод относится к предмету его ночных забот». Для автора «небосвод» всегда относился к главным заботам жизни. Еще совсем юным он заявил: «И через дорогу за тын перейти нельзя, не топча мирозданья». В момент страсти именно им замечено: «Звезды горлом текли в пищевод».


Для языка истинной поэзии формы необходимости и долженствования в принципе противопоказаны. Столь же противопоказаны они при общении с художником. Их присутствие в стиле данного стихотворения («надо», «должен», «не должен» и т. п.) способно удивить лишь поначалу, однако по мере проникновения в замысел и в творческую историю становится очевидной глубинная художественная закономерность.


Предполагая, что новизной художественной формы роман «Доктор Живаго» окажется непривычным для читателей, Пастернак в данном стихотворении прибегает к автокомментарию, но, как это обычно с ним случается, выходит далеко за рамки поставленной задачи и парит «поверх барьеров».


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 ... 2481-2490 2491-2495