Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века

В разделе материалов: 664
Показано материалов: 91-100
Страницы: « 1 2 ... 8 9 10 11 12 ... 66 67 »

Александр Александрович Блок родился в Петербурге 16 (28) ноября 1880 г. Отец, Александр Львович (1852—1909), — юрист, профессор, в течение 31 года занимал кафедру государственного права Варшавского университета. А. Л. Блок был незаурядной личностью — интересным музыкантом и талантливым ученым, не реализовавшим, однако, заложенных в нем возможностей ни в музыке, ни в науке.


Смысл повести раскрывается не столько в развитии сюжета, сколько в тех крайне резких оценках, которые дают всем окружающим и себе Тихон и Кузьма, и в многочисленных жестоких, диких деталях и эпизодах крестьянской жизни. Например: крестьянин моется в пруду, загаженном коровами, и из этого пруда вся деревня пьет воду, хотя лошади Тихона воду эту пить не стали.


Бунин задуман писать «Деревню» в 1908 г. и первую часть написал вчерне за три-четыре дня в сентябре 1909 г. Поездка за границу, а затем болезнь и смерть матери прервали работу над повестью, он забросил ее на год и вернулся к продолжению только в августе 1910 г. Писал нервозно, торопливо, «часов по пятнадцати в сутки», писал почти до обмороков, боясь оторваться хоть на минуту, чтобы не поддаться тоске.


«Сюжет» рассказа прост: вспоминается ранняя погожая осень, сбор яблок в саду, арендованном мещанами, сытое квохтанье дроздов на рябинах, отправка яблок в город непременно в ночь, звездное небо и надо всем — запах антоновских яблок. Мальчишки, крестьянки в праздничных нарядах толпятся в саду, разговаривают, смеются. А ночью — костер в саду и гигантские тени. Прибежит барчук к шалашу, попросит ружье и выстрелит в звездное небо, которое «чертят огнистыми полосками падающие звезды».


Как художник И. А. Бунин сложился в XX в., но творчество его во многом связано с идейно-художественными принципами и традициями русской литературы XIX в. Традиции русской литературной классики, которые Бунин хотел сохранить в своих произведениях, в литературном процессе начала XX в. подвергались сомнению, переоценивались, зачастую отвергались как архаичные.


Творчество Горького 1907—1917 годов включало в себя множество циклов — повестей («Окуровский» цикл и цикл автобиографических повестей), сказок («Итальянских» и «Русских»), публицистических статей («Несвоевременные мысли») и, наконец, рассказов («По Руси»). Как и надлежит циклу, каждый был чем-то единым, целостным, посвященным одному кругу наблюдателей, идей, определенным стилевым задачам.


В наши дни «Мать» вызывает споры. Находятся люди, дискредитирующие ее как явление так называемого социалистического реализма. Многие признают ее значение для литературы, вызванной к жизни Первой русской революцией и эстетическими задачами эпохи. Иные отвергают наличие в ней видимых художественных достоинств, а иные, находя их, требуют ее новейшего прочтения.


18 декабря 1902 года на сцене Московского Художественного театра (МХТ) состоялась премьера пьесы «На дне». Это был день, когда она вошла в репертуар мировой классики. Основной вопрос своей драмы Горький формулировал так: что выше — «истина или милосердие»? Однозначного ответа на вопрос автор не дал, может быть, потому, что его нет в жизни.


В любимом самим Горьким триптихе «Старуха Изергиль» он синтезировал «сказку» и «быль», чем продемонстрировал единую эстетическую природу своих «романтических» легенд и «реалистических» босяцких рассказов. Лейтмотивом всех трех рассказов служит мечта о людях высокого подвига, поднимающего их над обыденностью. Героями попеременно являются — то человек-орел, то обыкновенная женщина-цыганка, то необыкновенный человек-подвижник, спаситель народа.


Жизнь крупного писателя, как правило, обрастает легендами и становится мифом. Так случилось и с Горьким. Его судьба слилась с судьбой России и русской культуры, а легенды о нем выросли из глубин русской жизни и заняли в ней видное и значимое место. Горький был у нас сначала «буревестником революции», потом — создателем литературы социалистического реализма. Теперь даже такие почтенные писатели, как А. И. Солженицын, примеривают к нему ролевую маску певца ГУЛАГа.


1-10 11-20 ... 71-80 81-90 91-100 101-110 111-120 ... 651-660 661-664