Меню сайта

Статьи » Литература 20 века » Блок А.А.

Подробная биография и творчество Блока А.А.

  • Статья
  • Еще по теме

Александр Александрович Блок родился в Петербурге 16 (28) ноября 1880 г. Отец, Александр Львович (1852—1909), — юрист, профессор, в течение 31 года занимал кафедру государственного права Варшавского университета. А. Л. Блок был незаурядной личностью — интересным музыкантом и талантливым ученым, не реализовавшим, однако, заложенных в нем возможностей ни в музыке, ни в науке. При этом он отличался крайней скупостью, вспыльчивостью и жестокостью. Незадолго до рождения будущего поэта его родители разошлись; Александр Львович остался в Варшаве его жена, мать А. Блока, приехала в Петербург.

Воспитывался А. Блок в семье матери, Александры Андреевны Кублицкой-Пиоттух (урожденной Бекетовой, в первом браке Блок; 1860—1923), дочери Андрея Николаевича Бекетова, ректора Петербургского университета, выдающегося ботаника, человека прогрессивных либеральных взглядов. В семье процветал дух высокого гуманизма, господствовали литературные интересы. Дед Блока с юности был знаком с Достоевским, дружен с Салтыковым-Щедриным. Бабушка профессионально занималась литературой, переводила стихи и прозу, была знакома с Гоголем, переписывалась с Чеховым. Мать Блока много переводила с французского, писала стихи. Александра Андреевна первая заметила поэтический талант сына, с ней он делился своими творческими планами, ей первой (а в детстве и юности — первой и единственной) показывал свои произведения. В числе любимых авторов юного Блока — Жуковский, Полонский, Фет, Пушкин, Гоголь, Шекспир.

В 1891—98 гг. А. Блок учится в 9-й петербургской (Введенской) гимназии, после окончания которой поступает на юридический факультет Петербургского университета. В 1901 г. Блок увлекается идеалистической философией Платона и философско-мистической лирикой русского религиозного философа Владимира Соловьева (1853—1900), переходит на филологический факультет (славяно-русское отделение), который заканчивает в 1906 г.  .

Первые литературные опыты Блока — стихи, написанные в возрасте пяти с небольшим лет. В 1894—97 гг. Блок издает домашний рукописный ежемесячный журнал «Вестник» (вышло 37 номеров), в котором помещает свои стихи, прозу и переводы.

Мощным толчком к поэтическому творчеству для Блока стал его роман с Ксенией Михайловной Садовской (1860—1925), женщиной на 20 лет его старше. Блок познакомился с Садовской на курорте Бад-Наухайм (Германия) в 1897 г., их отношения продолжались в Петербурге до конца 1899 г. Навеянные образом К. М. Садовской стихи этого периода (1897-1900) позднее были объединены Блоком в цикл «Отроческие стихи». В 1909—10 гг. Блок, под действием воспоминаний после посещения Бад-Наухайма, вновь обращается к ее образу. 8 стихотворений, посвященных К. М. Садовской, составили цикл «Через двенадцать лет».

Летом 1898 г. в подмосковном имении Менделеевых Боблово, находившемся по соседству с имением Бекетовых Шахматово, А. Блок знакомится со своей будущей женой — Любовью Дмитриевной Менделеевой (1882—1939), дочерью известного химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Блок в это время увлекается театром, готовится стать актером. 1 августа 1898 г. в Боблово состоялось любительское представление сцен из «Гамлета» Шекспира, в котором Блок играл Гамлета, а Любовь Дмитриевна — Офелию. Спектакль стал значительным событием в творческой биографии поэта; тема Гамлета, с которым отождествляет себя Блок, будет неоднократно возникать в его стихах. В 1914 г. Блок напишет:       

Я — Гамлет. Холодеет кровь,

Когда плетет коварство сети,

И в сердце — первая любовь

Жива — к единственной на свете.

В 1901—02 гг., в период возрастающего увлечения Блока Л. Д. Менделеевой, происходит становление Блока-поэта. Временные рамки стихотворений этого периода, позднее составивших цикл под названием «Стихи о Прекрасной Даме», определены биографически: от времени случайной встречи с Любовью Дмитриевной на Васильевском острове в январе 1901 г., ставшей началом периода частых встреч, до времени накануне объяснения в любви и получения ее ответа (7 ноября 1902 г.). Встреча с будущей женой и все происходившее с поэтом было воспринято им мистически и получило образно-символическое осмысление в свете религиозно-эстетической концепции Вл. Соловьева. По Соловьеву, события в реальном мире — символы событий в «мирах иных» (в основе концепции русского философа лежит идея древнегреческого философа Платона о существовании двух противопоставленных друг другу миров мира «идей», подлинного и вечного, и мира материальных отражений «идей», вторичного и лживого). У Соловьева отдельные символы соединяются в «мифе о Красоте» как о высшей ценности и наиболее активной силе бытия («Красота спасет мир»). Спустившаяся на землю Красота (Вечная Женственность, Душа Мира) должна соединить небесное и земное, дух и материю, спасти и обновить мир. Прообразом будущего воплощения Красоты в мире является ее воплощение в отдельном человеке. Блок увидел земное воплощение Красоты (Прекрасную Даму) в Любови Дмитриевне Менделеевой. Стихотворения, написанные до встречи с ней, осмысляются как предваряющие встречу — «Ante Lucem», т. е. «Перед Светом», где «Свет» — это явление Прекрасной Дамы.

Попытки напечатать стихи закончились неудачей, что, однако, не помешало зарождающейся известности начинающего поэта. Первыми ценителями ранних стихов Блока еще до их публикации стали мать Блока, ее двоюродная сестра Ольга Михайловна Соловьева (художница и переводчица), а также ее муж М. С. Соловьев (переводчик и педагог, младший брат философа Вл.Соловьева) и сын, С. М. Соловьев. Соловьевы познакомили с произведениями Блока Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева) и Зинаиду Гиппиус. Личное знакомство Блока с супругами 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским произошло в 1902 г., а в 1903 г. Блок дебютировал в руководимом Мережковскими журнале «Новый путь». В январе 1903 г. Блок и Белый одновременно послали друг другу письма, которые, скорее всего, встретились где-то в пути («перекрестились», по словам Белого). Таким образом встретились и перекрестились судьбы двух вамечательных поэтов начала века, было положено начало их длительной « дружбе-вражде». В этом же году в альманахе «Северные цветы» был напечатан цикл из 10 стихотворений под заглавием «Стихи о Прекрасной Даме». В августе 1903 г. в церкви недалеко от Шахматова состоялось венчание А. Блока и Л. Д. Менделеевой, в январе 1904 г. — поездка Блока с женой в Москву и знакомство с А. Белым и «аргонавтами» — московским символистским кружком. В эти годы Блок связан также с поэтами и прозаиками символистского направления — студентами Петербургского университета.

В октябре 1904 г. в издательстве «Гриф» выходит книга «Стихи о Прекрасной Даме» (93 стихотворения). Лирический герой цикла стихов — земной человек, живущий среди «народов шумных», но душой устремленный к звездам, к иным мирам, среди которых ему открывается «высокое» — является «Ты»: Прекрасная Дама, Дева, Заря, Купина.

В 1905—06 гг. Блок оказывается захваченным революционными событиями в Петербурге. Однако ожидание перемен вскоре сменяется чувством разочарования, что находит отражение в произведениях этого периода. Если книга «Стихов о Прекрасной Даме», позднее вошедшая в первую книгу поэтической трилогии Блока, может рассматриваться как «теза», то сборник «Нечаянная радость» (1907), большинство стихотворений которого составили вторую книгу трилогии, представляет собой «антитезу» в творческой эволюции поэта. Термины «теза» и «антитеза» были использованы Блоком по отношению к этапам своего мироощущения и творчества в статье «О современном состоянии русского символизма» (1910). Символистская критика, отмечая возросшее мастерство поэта, восприняла выход сборника как «помутнение» лика Прекрасной Дамы, «измену» прежним идеалам. Действительно, во второй книге Блока вместо «высокого» царства «неба» — земные «низины» («овраг», «болото»), вместо «зари» — «ночь», вместо ожидания мистической Девы — разгул демонических сил. Но «Нечаянная радость» — это не столько «измена», сколько новый мир, преддверие поисков синтезирующего начала в позднем творчестве.

Сложно складывается личная жизнь Блока в этот период: происходит разрыв с Мережковскими; растет напряженность отношений с влюбленным в Л. Д. Блок А. Белым, чуть было не приведшая к дуэли. В это же время, зимой 1905 г., Блок знакомится с Вяч. Ивановым, в 1905—07 гг. принимает участие в знаменитых литературно-художественных «средах» на «башне» Вяч. Иванова. В статьях Вяч. Иванова 1904—05 гг. развиваются идеи книги Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) о двух началах мира: гармоническом, рациональном начале, идущем от Аполлона, и хаотическом, иррациональном, стихийно-массовом, разрушительном начале, идущем от Диониса. При этом Вяч. Иванов стоит на позиции «правого безумия» стихийной массы, утверждает ценность «страстей» — состояний, в которых нет границы между «я» и «не-я», личностью и миром, страданием и наслаждением, смертью и воскресением. «Дионисийство» Иванова оказывается близко Блоку. Привлекает его и бунтарско-богемная атмосфера в театре В. Ф. Комиссаржевской, где репетируется драма «Балаганчик» (1906). Блок знакомится с Натальей Николаевной Волоховой (1878—1966), актрисой театра Комиссаржевской. Циклы «Снежная Маска» (1906—07), «Фаина» (1906—08), а также драма «Песня Судьбы» навеяны ее образом. Сюжетная канва циклов — история мучительной любви-страсти. Высоким чистым идеалам «Стихов о Прекрасной Даме» противостоит прекрасное и губительное зло, гармонии — хаос, «свету» — «ночь», «весне» — «зима», «вьюга». «Метельные страсти» «Снежной Маски» могут быть понятны и как интимная лирика, и как пейзажные зарисовки зимнего Петербурга, и как космические гибель/возрождение (подобные гибели/воскресению Диониса), и как отражение «бунтарских» настроений Блока революционных лет.

Завершение периода «антитезы» — творчество 1907— начала 1909 гг., периода наиболее яркой общественной активности Блока, воздействия на него демократических идей и реалистической поэтики русской литературы XIX в. Блок создает циклы «Вольные мысли», «На поле Куликовом», пишет статьи о творчестве И.С. Тургенева, Л. Н. Толстого, много выступает с докладами. В статьях о народе и интеллигенции, позже объединенных в книгу «Россия и интеллигенция» (П., 1919), Блок пишет о трагическом отрыве современной культуры от народно-национальных истоков и неизбежности катастрофы.

Осенью 1909 г. Блок получает известие о смертельной болезни отца и выезжает в Варшаву. В поэме «Возмездие», задуманной под непосредственным впечатлением от смерти А. Л. Блока (работа над поэмой была начата в 1910 г. и продолжалась почти до конца жизни), отразились размышления над «демоническим» характером отца и его влиянием на судьбу сына. В 1910—11 гг. Блоком овладевают пессимистические настроения, душевная апатия, предчувствия гибели мира. Поэт создает произведения, позднее вошедшие в циклы «Страшный мир» (1909—16), «Возмездие» (1908—13), «Ямбы» (1907—14), «Арфы и скрипки» (1908—16), «Разные стихотворения» (1908—16) третьего тома лирики. Возникающий на страницах третьего тома «страшный мир» выступает как полная противоположность царству Прекрасной Дамы: свет сменяется тьмой, «голубое» и «розовое» — «черным» и «серым», гармония звуков — тишиной или дисгармонией «визгов», высокая любовь — низкой страстью. Однако художественной задачей Блока является не только изображение ужасов «страшного мира». Конец 1900-х — 1910-е гг. были определены самим поэтом как время художественного «синтеза». Блок не отказывается от объективно-идеалистической философии Вл. Соловьева, столь близкой ему в начальном периоде творчества, но старается связать ее со своим возросшим интересом к реальности и истории. Универсальным знаком глубинной сущности мира для него становится «дух музыки». Блок создает образ Духа музыки, реализуемый в истории, современности и культуре. Картина мира в стихах этого периода отличается одновременно противоречивостью и внутренним единством. За внешней противоречивостью и хаотичностью действительности скрывается высокий смысл:

Сотри случайные черты —

И ты увидишь: мир прекрасен.

Подготавливая в начале 1910-х гг. для издательства «Мусагет» трехтомное «Собрание стихотворений», Блок стремится представить всю свою лирику как единое произведение, «трилогию вочеловечения». Над этой «трилогией» он будет продолжать работу до конца жизни, добавляя в нее новые циклы. Блок осознает собственную эволюцию (варьирование тем и образов, сочетающееся с верностью некоему основному началу) как символический «миф о пути», основное содержание всей своей лирики. Его путь: от периода мистической «тезы» (1900—03 гг., 1-й том) к периоду «антитезы» (1904—07 гг., 2-й том) и от нее к «синтезу» (позднее творчество, 3-й том), где центральное место принадлежит стихам о России.

1911—12 гг.— время душевного подъема: Блок пытается сотрудничать в газетах, участвует в организации издательства «Сирин», продолжает работу над поэмой «Возмездие», пишет драму «Роза и Крест» (1913). В 1914 г. знакомится с певицей Любовью Александровной Андреевой-Дельмас (1879—1969), поразившей его исполнением роли Кармен в одноименной опере Бизе. Чувство к Л. А. Дельмас, в котором Блок увидел очистительную силу и выход из мучительных противоречий, вдохновило его на создание цикла «Кармен»; многих стихотворений цикла «Арфы и скрипки» и поэмы «Соловьиный сад» (1915).

События Первой мировой войны почти не отразились в творчестве Блока. В отличие от своей жены, уехавшей на фронт сестрой милосердия, он не стремится к участию в войне. Призванный в армию в 1916 г., Блок находится в глубоком творческом упадке, стихов не пишет. После Февральской революции, приехав в отпуск в Петроград, поступает на службу в Чрезвычайную следственную комиссию по расследованию преступлений царского правительства. Результатом этой работы становится статья, а позднее книга «Последние дни имперской власти» (П., 1921). В Октябрьской революции Блок увидел прообраз грядущей революции человеческого Духа, что обусловило первоначально позитивное к ней отношение и подъем творческой активности («слушайте Революцию»). Зимой 1918 г. он пишет поэмы «Двенадцать» и «Скифы», статью «Интеллигенция и Революция». С января 1918 г. Блок работает в Государственной комиссии по изданию классиков русской литературы, сотрудничает в возглавляемом М. Горьким издательстве «Всемирная литература» (редактирует собрание сочинений Г. Гейне, переводит). С 1919 г. работает в дирекции Большого драматического театра (проводит беседы с актерами и зрителями), является членом Вольной философской ассоциации (читает лекции) и Союза деятелей художественной литературы; с 1920 г. возглавляет Петроградское отделение Всероссийского Союза поэтов; выступает с чтением стихов в Москве.

Однако творческий подъем 1918 г. сменяется глубочайшим спадом. Находясь после января 1918 г. в состоянии глубокого творческого кризиса, не чувствуя присутствия в мире «духа музыки», Блок почти ничего не пишет. Весь трагизм его мироощущения этого периода отразился в речи «О назначении поэта», произнесенной в 1921 г. на вечерах памяти Пушкина. 7 августа 1921 г. А. Блок умер.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Категория: Блок А.А. | Добавил: katerina510 (20.03.2019)
Просмотров: 224 | Теги: творчество Блока, блок