Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 20 века » Булгаков М.А.

В категории материалов: 28
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

На одной из тихих улиц Киева, в доме Лисовского, живет семья Турбиных. Мы встречаемся с Турбиными накануне Нового года. В Киеве тревожно, тревога нависла и над домом Турбиных. К городу подходят Петлюра и красные.


Повесть «Собачье сердце», третья из серии «фантастических» повестей Булгакова (после «Дьяволиады» и «Роковых яиц»), была написана в январе—марте 1925 г. Цензура (Главлит) запретила опубликование повести как вещи «недопустимой».


В основе сюжета — событие фантастическое: профессор Филипп Филиппович Преображенский и его ассистент доктор Иван Арнольдович Борменталь, практикующие в медицинской области омоложения организма методом пересадки половых желез, проводят научный эксперимент: пересаживают бездомной дворняге Шарику гипофиз (нижний придаток головного мозга) человека — убитого в пьяной драке алкоголика и рецидивиста Клима Чугункина.


Повесть «Собачье сердце» ждала публикации ещё дольше, чем роман «Мастер и Маргарита», — сорок три года. Более того, впервые повесть была опубликована в Германии и Великобритании, в России её напечатали лишь в 1987 году. Разумеется, о существовании повести знали многие, она не раз распространялась через «самиздат» (самовольный, неофициальный способ распространения литературы), но для государственного политического режима, существовавшего в то время, повесть представляла собой острый памфлет на советскую действительность 1920-х годов.


Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель и драматург, родился в Киеве в семье профессора Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, матерью будущего писателя была Варвара Михайловна, дочь священника-протоиерея. Происхождение Булгакова сильно отличается от происхождения многих выдающихся русских прозаиков того времени, например Горького и Шолохова.


Всем известно: абсолютной истины не существует. Мир, в котором существуют половые, расовые, социальные, религиозные различия, породил множество истин, претендующих на безусловность. Однако истина должна объединять людей. На деле же мы отчуждены друг от друга.


Судьба художника в тоталитарном государстве заслуживает особого разговора. Мощная система подавления личности не допускает свободомыслия, независимость суждений преследуется. Истинный художник имеет мужество творить и в таких условиях, не изменяя своим убеждениям. Разумеется, всегда находятся слабые духом — те, кто не выдерживает давления, приспосабливаются к Системе. Но помним ли мы их имена?..


Изображение мирового зла в облике Дьявола, Сатаны, Князя Тьмы традиционно для художественной литературы. Но только Михаилу Булгакову удалось создать образ, расходящийся с типичными представлениями: в его романе Воланд вызывает невольные симпатии. Если он кого-то и карает, то вполне заслуженно, а зла не совершает вовсе. Более того, Воланд выступает благородным покровителем мастера и Маргариты. Как к этому отнестись? Почему у писателя не нашлось другого, не столь шокирующего героя на эту роль? На мой взгляд, здесь могут иметь место две точки зрения.


Профессия врача является одной из древнейших. В ней человек соперничает с богом, стремясь победить болезни и смерть, желая ощутить себя не венцом творения, а самим творцом. Врач — поэт человеческой природы. Но за поэзией открытий и спасённых жизней следует проза будней, где присутствуют сомнения и ошибки (от них никто не застрахован), где нужно делать выбор, нести ответственность.


''Фантастический роман", который создавался Булгаковым в последние двенадцать лет его жизни, признаётся лучшим произведением писателя, в котором он, как бы "итожа то, что прожито", сумел с поразительной глубиной осмыслить и с глубокой художественной убедительностью воплотить своё понимание коренных вопросов бытия: вера и неверие. Бог и Дьявол, человек и его место в мироздании, душа человека и ответственность ее перед Высшим Судиёй, смерть, бессмертие и смысл человеческого существования, любовь, добро и зло, ход истории и место человека в нём.


1-10 11-20 21-28