Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Горький М.

Биография, личность и творчество Горького

  • Статья
  • Еще по теме

Жизнь крупного писателя, как правило, обрастает легендами и становится мифом. Так случилось и с Горьким. Его судьба слилась с судьбой России и русской культуры, а легенды о нем выросли из глубин русской жизни и заняли в ней видное и значимое место. Горький был у нас сначала «буревестником революции», потом — создателем литературы социалистического реализма. Теперь даже такие почтенные писатели, как А. И. Солженицын, примеривают к нему ролевую маску певца ГУЛАГа.

Близко знавшие Горького-человека современники отзывались о нем с величайшим уважением: скольким молодым писателям он помог войти в литературу, скольких ученых спас от голода в пору революции, скольких неправедно гонимых пытался защитить в 30-е годы! От Горького исходило необыкновенное очарование, секрет которого — в огромном масштабе личности.

Своим друзьям Горький запомнился всегдашним внимательным и зорким взглядом, направленным на собеседника — всегда внутрь человека, и своей улыбкой «как будто сконфуженного»: они и «есть то самое», что создавало вокруг Горького «поле доверчивости»: его можно было спросить «о главном», он, если надо, всегда «спасет», с ним легко и спокойно говорить «по-человечески», потому что в нем нет и не бывает лукавства «двойных мыслей» (слова А. М. Ремизова).

Горький принадлежал к тем немногочисленным писателям, биография которых вошла в их творчество и стала частью культурного контекста эпохи. Она богата событиями, увлекательна, поучительна, значительна.

Алексей Максимович Пешков (это подлинная фамилия писателя) родился 16 (28) марта 1868 года.

О его родителях можно сказать немного: отец Максим Савватеевич Пешков был столяром-краснодеревщиком, а затем — управляющим конторой Астраханского пароходства; умер от холеры, когда сыну было три года. Мать — Варвара Васильевна Каширина — участия в воспитании сына практически не принимала; она скончалась от чахотки, когда ему было одиннадцать лет. Первыми близкими людьми, непосредственно воздействовавшими на судьбу мальчика, оказались дед — Василий Васильевич Каширин и бабка Акулина Ивановна. Дед был владельцем красильни, пока не разорился, бабушка — добрым ангелом. Он выращивал ум внука, она — его душу; он — дал толчок к интеллектуальному развитию, она — способствовала формированию его религии. Эта религия, замечает Мережковский, — особая. Суть ее в «любви к миру». По наблюдению Мережковского, Горький соединил в себе «Святую Русь» бабушки с «Русью не святой», но деятельной — дедушки.

До того момента, когда Горький перешел на положение профессионального писателя — прозаика, драматурга и публициста, до того как он стал видным организатором литературы и общественным деятелем, он прошел колоссальную жизненную школу. Она включала нелегкий опыт труда,— вначале в доме деда, потом «в людях», потом его работу — в качестве десятника на ярмарочных постройках, рыбака на промыслах Каспия, грузчика на пристани, подручного пекаря, деревенского батрака, ночного сторожа на станции, письмоводителя у адвоката... Попутно он учился грамоте — у деда и в начальном Кунавинском слободском училище, страсти к чтению -—у повара М. А. Смурого, науке политической деятельности у народовольца А. М. Калюжного, у народника-революционера М. А. Ромася, у марксиста Н. Е. Федосеева, у философствующего студента-химика Н. 3. Васильева, у пропагандистов студенческих и рабочих кружков и собраний. Нижний Новгород Горький называл своей «физической» родиной, «духовной» — Казань: «Казань — любимейший из моих „университетов"»,— писал он в 1936 году.

Горький, окончивший трехклассное училище, был, однако, настолько образован, что намеревался поступить в Казанский университет (1884 год), приготовился к нему, да «забыл» про обязательную латынь, и поступление сорвалось. Его «университетами» стали знаменитые «хождения по Руси»: первое 1886—1889, второе — 1891—1892 годов. Они давали знание людей, понимание жизни, опыт наблюдения, общения, всякого рода деятельности, в том числе и политической. Драматическими событиями жизни были аресты, тюрьмы, попытка самоубийства и болезни, более всего — легких.

Наиболее судьбоносными событиями в жизни молодого писателя были отмечены: 1889 год — знакомство с В. Г. Короленко; ему Горький показал свое первое литературное дитя — поэму «Песнь старого дуба» и стихи, после чего получил литературное наставление и благословение; 1892 год: тифлисская газета «Кавказ» напечатала рассказ «Макар Чудра», чем положила начало публичному пути; 1896 год: в Самаре Горький обвенчался с Екатериной Павловной Волжиной (Пешковой), верным другом писателя на всю его последующую жизнь; 1898 год: вышел в свет двухтомник «Очерков и рассказов» Горького, имевший чрезвычайный успех; 1900 год: произошло знакомство со Львом Толстым, означавшее встречу писателей-гениев двух веков — XIX и ХХ-го. С начала 1900-х годов Горький связал свою судьбу с журналом «Жизнь», с издательством «Знание» и стал одним из признанных вождей русской литературы.

С первых шагов в литературе о Горьком писали непомерно много: о его «босячестве», индивидуализме, ницшевизме и т. п. По мнению Толстого, он впервые принес в литературу народный взгляд на мир. А подпольная «Искра» дополнила и уточнила отзыв, назвав Горького «талантливым выразителем протестующей массы» (1902). Существенной для понимания Горького была характеристика одного из лучших и постоянных критиков Горького, близкого к марксистам, — Андреевича (Е. А. Соловьева): он увидел в творчестве начинавшего писателя «высший романтизм», ибо его герой «смело и гордо заявляет о праве своего внутреннего мира на безусловную духовную свободу».

Вехи последующей биографии совпали с творчеством, выражали себя в нем. В молодые годы Горький жил в основном в Нижнем Новгороде, Самаре и Казани, затем — многие годы в обеих столицах, с 1906 по 1913 — в добровольной полуэмиграции на острове Капри, который стал местом паломничества русских, а после революции, его фактически изгнавшей из России, — в Берлине, Чехословакии, Италии (Сорренто), снова в России.

Вторая половина биографии Горького, всемирно прославленного писателя, высочайшего авторитета своей эпохи, оказывается гораздо более драматической, чем первая: он вступает в глубокое противоречие со строем и властью, приходу которых содействовал. Это началось с печатания «Несвоевременных мыслей» (1917—1918): в них Горький развел понятия революции и культуры, власти и общества. Твердо став на сторону культуры (новой, народной, пролетарской), он вступил в конфликт с режимом Ленина, а затем Сталина.

В начале 20-х годов, по свидетельству 3. А. Пешкова-Свердлова и В. Ф. Ходасевича, Горький принял решение не возвращаться в Россию. Однако, нарушив собственный запрет, в 1929, 1931 и 1932 годах он «бросается» на родину, чтобы по мере сил воздействовать на благотворный ход ее жизни.

Последний этап жизненного пути проходил в полуневоле на Малой Никитской, дом 6, — на территории одного из самых роскошных особняков стиля модерн, созданного архитектором Ф. О. Шехтелем для предпринимателя и мецената С. П. Рябушинского и с 1931 года отданного правительством Горькому под пристальным надзором приставленного к нему секретаря П. П. Кючкова, рьяно исполнявшего обязанности тайного сталинского наблюдателя и осведомителя. Одновременно в целях создания мифа об основоположнике социалистического реализма, а главное, в целях практической изоляции Горького от свободного общения с людьми, ему предоставляется резиденция в Горках под Москвой и вилла в Тессели (Крым).

По инициативе Горького создаются журналы, способствующие выработке культурной политики в стране («Наши достижения», «СССР на стройке», «За рубежом», «Литературная учеба»). Начинают выходить знаменитые горьковские «истории»: Гражданской войны, фабрик и заводов, молодого человека XIX века, женщины, науки. Горький возглавил выход серий «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта» и др.

С этого времени облик его как бы раздваивается. В его официальной биографии фигурирует писатель-политик, якобы одобряющий курс Сталина (поездка на Соловецкие острова, на Беломорско-Балтийский канал, организация и проведение I Всесоюзного съезда советских писателей). В его подлинной биографии живет гражданин, ставший, по мнению многих видных деятелей политики, литературы, государства, фактически вторым лицом в стране и поставивший перед собой трудную задачу практического опровержения сталинского террора. Горький неустанно борется со всякого рода насилием в организации культуры, в проведении коллективизации, в мероприятиях по «перековке человека».

Может быть, в нашем сознании не было бы раскола на две биографии и два облика Горького, если бы ему удалось печатать то, что он написал, во-первых, и видеть неискаженным то немногое, что удавалось напечатать, во-вторых. Чемоданы с его рукописями и заметками пропадали и выкрадывались приспешниками главы НКВД Г. Г. Ягоды, что касается его статей, в частности о Соловках, то, по его горестному признанию, карандаш редактора не притрагивался только к его подписи — «все остальное совершенно противоположно тому, что я написал, и неузнаваемо».

Регулярное противостояние Горького террору в политике, физической расправе с политическими соперниками, уничтожению лояльных, но беспартийных деятелей культуры, нежелание стать биографом великого вождя приводит Сталина к необходимости физического уничтожения Горького. 16 июня 1936 года Горький умер.

Существует множество версий о смерти Горького. Главные три: 1) естественная смерть, 2) медицинское убийство, 3) отравление. Они сводятся к одному: Горький был неугоден Сталину, мешал ему в осуществлении его планов и должен был исчезнуть. Об истинной причине такого конца два современника Горького сказали по-разному. Его мнимый друг Ягода якобы произнес: «Как волка ни корми, он все в лес смотрит!» Его подлинный друг Ромен Роллан сказал иначе: «...одно присутствие его голубых глаз служило уздой и защитой. Глаза сомкнулись».

В двадцатые и тридцатые годы — до самой своей, может быть, трагической кончины, Горький создал множество замечательных произведений. Это «Дело Артамоновых» — роман о судьбе купеческой династии; литературные портреты и рассказы, по-новому передающие впечатления от давно прошедших «хождений» автора по Руси; эпопея о сорока годах русской истории, данной через психологию одного лица, — «Жизнь Клима Самгина»; две драмы — «Егор Булычов и другие» и «Васса Железнова» (2-й вариант), воссоздающие характеры русских «титанов» от купеческого сословия. Все это — образцы классической литературы, вошедшие в фонд русской и мировой культуры.

Когда-то на заре пути, в рецензии на романтическую драму Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» Горький написал: «...Это личность, та самая личность, которая, говорят, не имеет никакого значения в ходе истории, но которая, тем не менее, всегда может ускорить движение жизни, если захочет этого». В сущности, этими словами Горький рассказал о герое, которого он искал и создавал в своем творчестве.

Источник (в сокращении): Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 1998

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1852