Меню сайта

Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Трагедия, комедия, драма как драматические виды

  • Статья
  • Статьи по теме
  • Книги по теме

Нам ясно, что драматург пишет драмы (или пьесы). Но почему одни он называет комедиями, другие — трагедиями, третьи — просто драмами? Какая разница между этими драматическими видами? Оказывается, всё зависит от особенностей конфликта (противоборства сил, изображённых в художественном произведении, — характеров, интересов, идей и проч.) и тех чувств, которые он вызывает у зрителя. Что же такое трагическое в искусстве? Что может составить основу трагедии как драматического вида?

В трактате Аристотеля «Поэтика» (IV в. до н.э.) названа сама сущность трагического как явления эстетики (прекрасного, художественного). Трагическое немыслимо без героя. Герой потому и герой, что восстаёт и борется с непреодолимым. Он знает, что обречён в своей борьбе, что судьба или обстоятельства сильнее его, но он стоит до конца и, как правило, гибнет. Трагическое вызывает у нас и страх перед неизбежным, предчувствие рокового конца, и сострадание к мужеству героя, восхищение им, доходящее до восторга — особого напряжения эмоций, названного Аристотелем ка́тарсисом — очищением. Трагедия называется так по греческому слову, которое переводится как «козлиная песнь», но в этом для греков не было ничего смешного. Так называли они звуки, издаваемые жертвой, обречённой на заклание. Итак, конфликт трагедии непримиримый и острый, столкновения действующих лиц сильные, противоречия их устремлений несовместимы, и лишь последнее усилие героя в полном напряжении всех его сил разрубает этот гордиев узел, приводя героя к гибели, а зрителя — к катарсису.

Комическое — драматический вид совсем иной природы. Его неотъемлемые составляющие — мудрость, лёгкость, смех. Вот откуда название статьи В. Я. Лакшина, посвящённой А. Н. Островскому, — «Мудрость смеха». В комедии могут сливаться и сатирическое, и героическое, и лирическое начала, и чем гармоничней это сочетание, тем талантливей драматург. Таковы комедии Островского. Но необходимая основа комического и комедии — несоответствие: мнимого — подлинному, внешнего — внутреннему, несовместимых черт героя и проч. Так, мечты и претензии Миши Бальзаминова в «бальзаминовской» комедийной трилогии несовместимы с реальностью. То же можно сказать и о купчихах, и о событиях — испытаниях героя, поставившего себе несбыточную и нелепую в его обстоятельствах цель —женитьбу на богатой невесте и обретение тем самым воображаемой «райской жизни». «Не знаю, оценили ли там всю эту силу и правду комического представления, все эти невероятные разговоры купчих, эту сцену в саду между любящими сердцами и вместе эту глубину и серьёзность воззрения, которых печать лежит на всей шутливой комедийке», — писал критик Ап.А. Григорьев в письме к А.В. Дружинину об одной из этих комедий — «Праздничный сон до обеда».

Драма — так определяет А.Н. Островский многие свои пьесы. Что же такое «драма» в узком смысле этого слова? Драму часто называют промежуточным (средним) жанром, так как в ней сочетаются трагическое и комическое, острота конфликта не столь велика, и сам конфликт не так нравственно возвышен, а скорее, приземлён и столь общих вопросов бытия, как трагедия, не разрешает. 

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. - М.: Дрофа, 2018

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

Категория: Теория литературы | Добавил: katerina510 (05.06.2018)
Просмотров: 58 | Теги: Трагедия, комедия, драма