Персонажи в композиции (с примерами из русской литературы)
В контексте композиции и сюжета типы и характеры предстают как персонажи, выявляя не только свою эстетическую самоценность, но и свое функциональное предназначение. В самом деле, все они существуют в неразрывной системе связей с другими персонажами и с миром события или действия. Здесь вполне раскрывается их динамическая природа. Михалевич из "Дворянского гнезда" ТургеневаПоявление Михалевича в романе Тургенева «Дворянское гнездо» как будто и не заключает в себе сколько-нибудь очевидной сюжетной необходимости, разве что Михалевич позволяет нам вместе с автором заглянуть в студенческое прошлое Лаврецкого. И все-таки бегло мелькнувший персонаж этот с его дружелюбно ироническими обличениями Лаврецкого, неприкаянностью и безбытностью вносит дуновение тревоги как раз тогда, когда жизнь Лаврецкого готова повернуть в твердую колею разумно-размеренного жизнеустройства. Этот «русский скиталец», соединивший в себе начало Гамлета и начало Дон-Кихота (столь занимавших мысль Тургенева), но с явным перевесом донкихотовской экзальтации и энтузиазма, — напоминание о вечном духовном неуюте, свободном от всяких обольщений покоя, о широте жизни, которая остается за чертою полезных и благодетельных, но все-таки узко практических начинаний Лаврецкого. Вечное беспокойство мысли и сердца, отвергающее все, что готово отвердеть в представлении о жизненной «программе», — все это лишь штрихами намечено в тургеневском Михалевиче. Но и этого довольно, чтобы заметить в нем некий духовный корректив, без которого жизнестроительство Лаврецкого, при всей его почвеннической укорененности, таит в себе ростки ограниченности и самодовольства. Смердяков из "Братьев Карамазовых"Существуют и карикатурные персонажи-двойники, которые, оставаясь на периферии изображения, в определенных ситуациях могут выдвигаться на авансцену действия, бросая на главного персонажа яркий свет, высвечивающий комическую или трагическую крайность, притаившуюся (хотя бы в форме возможности) в тех или иных наклонностях его души. Смердяков в «Братьях Карамазовых» Достоевского, разумеется, интеллектуальная и нравственная «инфузория» в сравнении с непомерной личностью Ивана Карамазова. Но ведь важно, что он ухватил с изощренной проницательностью холуя самое опасное в нравственной философии своего кумира, то, что по преимуществу льстит уязвленному холуйству и что заключает в себе величайший соблазн для ничтожества, жаждущего самоутверждения любой ценой. Смердяков перенес логический предел карамазовской философии на подножье житейского опыта, показав, насколько хрупка грань между этической релятивностью карамазовской метафизики и той почвой, где от идеи до преступления один только шаг. Репетилов из "Горя от ума"Карикатурные или комические преломления духовной целостности главного персонажа второстепенными героями (или даже героями третьего ряда) иногда несут неразвернутые изобразительные возможности, совмещая в себе как бы «множество лиц». Таков грибоедовский Репетилов, в образном потенциале которого Пушкин находил что-то вроде «сообщества» нескольких персонажей, поданных лишь беглыми намеками. И в самом деле, духовное «обезьянство» в нем соседствует с легковесно-поверхностным энтузиазмом, детское простодушие с вероломным нахальством хлестаковщины (гоголевский образ отчасти уже как бы предугадан в Репетилове). Энтузиазм Чацкого здесь не просто вульгаризирован, низведен до карикатуры, но окружен словно бы «роем» возможных прообразов, готовых развернуться в художественные типы. Персонажи в портретном романеВ крупных жанровых формах композиция может быть организована вокруг одного либо нескольких персонажей, крупно очерченных. В первом случае перед нами портретный роман, сопрягающий и тему, и движение художественной мысли с героем, выдвинутым в самый центр изображения, стягивающим к себе максимум художественных усилий. К нему сходятся все нити повествования, вокруг него завязываются все сюжетные узлы. Точно бы духовным магнитом притягивает он к себе второстепенных персонажей, попадающих в его сюжетную колею. Но и сам он с особым пристрастием испытывается автором в многообразных сцеплениях с другими судьбами. Таковы многие романы Тургенева. Крупным планом в них кроме героя подана лишь героиня, но и она не ставит под сомнение господствующее положение героя, расположенного в композиционном фокусе изображения (за исключением, может быть, лишь поздних романов «Дым» и «Новь»). В центре внимания - несколько персонажейРеже в истории романа встречается тип построения, при котором в центр внимания выдвигаются несколько героев. Все они одинаково важны для воплощения авторской мысли. Самая эта мысль здесь может воплотиться именно в отношениях главных персонажей. Разумеется, всякая художественная мысль выражает себя только на языке сцеплений, но важно понять, что в этом случае эстетическая цель подобных сцеплений не сориентирована только на характер одного, центрального персонажа. Поскольку «центр тяжести» переносится здесь на «общее состояние мира», в таких произведениях возрастает ощущение эпической полноты изображения. В русской литературе такой тип построения представлен «Соборянами» Лескова, «Братьями Карамазовыми» Достоевского, толстовской эпопеей «Война и мир», романами Гончарова. Персонажи ГончароваУже в первом гончаровском романе «Обыкновенная история» выяснился в своих очертаниях композиционный принцип, который будет выдержан и в «Обломове» и в «Обрыве» (невзирая на то, что в «Обрыве» он существенно осложнен). Это принцип противостояния двух резко полярных центральных персонажей. Как уже говорилось, роман Тургенева чаще всего портретен: такие произведения, как «Дворянское гнездо», «Накануне», отчасти «Отцы и дети», могли бы называться фамилиями главных героев по аналогии с тем, как назван был первый роман Тургенева «Рудин». Напомним еще раз, что и особая роль героини в этих романах не отменяет композиционной «монополии» центрального персонажа. У Гончарова такая монополия сомнительна даже в «Обломове, где один герой попадает в поток особенно пристального авторского внимания. В этой связи, видимо, не случайно переменилось и ходе кристаллизации замысла первоначальное название третьего романа «Художник», ведь название это ставило слишком сильный акцент на образе Райского. 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2169
| |