Меню сайта

Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Методологические основы и теоретические принципы курса истории русской литературы (ответ на билет)

  • Статья
  • Статьи по теме
  • Книги по теме

1. Цели и задачи курса истории русской литературы

2. Методологические подходы к изучению истории литературы

3. Факторы литературного процесса

4. Способы изучения тенденций литературного развития

1. Цели и задачи курса истории русской литературы

Цель курса изучения истории русской литературы — историческое освещение и анализ процесса становления и развития русской литературы с древности (X в.) и до современности (XXI в.).

В связи с этим выделяются следующие задачи курса:

- изучение и анализ этапов исторического развития русской литературы;

- рассмотрение и изучение жанров и стилей русской литературы с точки зрения их исторического развития;

- анализ художественных произведений в едином историко-типологическом контексте.

2. Методологические подходы к изучению истории литературы

Изучение истории литературы должно базироваться на методологическом подходе, который бы позволил правильно понять специфику и особенности литературы в тот или иной исторический период.

Выделяются следующие подходы:

- дескриптивный;

- историко-литературный.

Дескриптивный подход рассматривает художественное развитие через описание литературных явлений в их хронологическом порядке.

Его основные черты:

- позволяет увидеть картину литературной эпохи во всей ее полноте;

- ориентирован на описательность, что придает одинаковую значимость малосущественным и важным явлениям (недостаток подхода).

Историко-литературный подход понимается как процесс "выявления в хронологическом потоке литературы тех тенденций и закономерностей, которые дают характеристику сущности литературы изучаемого времени и определяют направление и динамику художественного развития" (Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950—1990-е годы: Учебное пособие: В 2 т. М., 2003. С. 10.).

Его основные черты:

- делает акцент на значительных явлениях литературы, позволяя определить историческое значение и роль писателя по отношению ко всему литературному процессу;

- не придает значения тем фактам литературного процесса, которые в изучаемом периоде не являются важными, существенным, но в будущем могут стать зачатками новых литературных явлений и изменений.

3. Факторы литературного процесса

Изучение истории литературы предполагает как описание литературных явлений, так и анализ основных тенденций развития литературы. Существуют факторы литературного процесса, на основе которых происходят развитие литературного процесса и изменения в культуре художественного слова и эстетического сознания. Среди них выделяются:

- концепция личности, под которой в данном контексте понимается совокупность представлений о человеке, преобладающая в той или иной эпохе или периоде и включающая в себя представления о его психологических, морально-нравственных характеристиках, его отношении к себе и другим, к окружающей действительности, к государству и обществу, к явлениям метафизического порядка (Богу, смерти, вечности и т. п.).

- творческий метод, стиль и жанр, которые выступают как художественные системы, являющиеся способами эстетического постижения действительности.

Концепция личности выполняет следующие функции в литературном процессе:

- является основой, базой для построения образа героя;

- обусловливает характер конфликтов в произведении;

- формирует поэтику произведения.

Изучение формирования, развития и распада тех или иных жанров, методов и стилей выполняет следующие функции в литературном процессе:

- дает представление о внутренних, специфических художественных закономерностях, которые способствуют формированию связи искусства с меняющейся действительностью;

- освещает развитие литературного процесса как такового, и это развитие обусловливается внутренними, специфическими художественными закономерностями.

4. Способы изучения тенденций литературного развития

Для изучения тенденций литературного развития применяется множество способов. Наиболее целесообразным из них является рассмотрение тенденций литературного развития через призму крупных историко-литературных систем. К ним относятся системы:

• диахронные, которые характеризуют литературный процесс в хронологическом аспекте. Включают в себя следующие параметры:

- культурная эра;

- литературная эпоха;

- этап литературного развития;

- историко-литературный период;

• синхронные, использующие для характеристики литературного процесса следующие параметры собственно художественных образований:

- тип художественной культуры;

- литературное направление;

- литературное течение;

- художественные потоки;

- жанровые и стилевые тенденции.

В изучении тенденций литературного развития использование диахронных и синхронных систем обусловлено следующим:

- диахронные системы используются в изучении целых этапов или даже эпох развития литературы, а также переходных фаз развития между литературными эпохами и включают в себя анализ и изучение входящих в эти этапы литературных направлений;

- синхронные системы применяются при изучении небольшого во временном отношении историко-литературного периода, и в этом случае основное внимание уделяется изучению и анализу наиболее существенных жанровых и стилевых тенденций.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Категория: Теория литературы | Добавил: katerina510 (31.07.2018)
Просмотров: 51 | Теги: история русской литературы