Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Герой в литературе - это... Типы героев

  • Статья
  • Еще по теме

Герой в литературе – это действующее лицо в системе персонажей произведения, наделенное индивидуальными чертами характера, поведения, внешности, убеждениями и т.п. Характеризуется он через совершаемые им поступки, через портрет, описание его мыслей и чувств, отношение к другим персонажам, манеру говорить и проч.

В зависимости от характера связи героя с другими действующими лицами и нравственной оценки его взглядов на жизнь в литературоведении определяют положительного героя и антигероя. Однако такое разделение иногда бывает весьма условным.

Антигерой (от гр. anti - против и heros - герой) - образ-персонаж, противоположный понятию положительный герой.

Антигерой имеет несколько значений:

1) отрицательный персонаж, наделенный низменными качествами личности (Иудушка Головлев в романе М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», Смердяков в «Братьях Карамазовых» Ф. Достоевского и т.п.);

2) гротескный или иронический двойник положительного героя (Обломов и его слуга Захар в романе И. Гончарова «Обломов», Базаров и Ситников в романе И. Тургенева «Отцы и дети» и т.д.);

3) ничтожная личность, «несостоявшийся человек»; в этом значении антигерой близок «маленькому человеку» (Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н. Гоголя «Шинель», Евгений из «Медного всадника» А. Пушкина и проч.).

Само понятие "антигерой" введено было Ф. Достоевским в «Записках из подполья»: «Тут нарочито собраны все черты для антигероя». Первым в истории мировой литературы антигероем можно считать гомеровского Терсита - уродливого и язвительного противника Ахиллеса и Одиссея.

Тип героя в литературе обусловлен и особенностями жанра произведения. В этом случае принято говорить о лирическом, романтическом, трагическом, комическом, а также сказочном, героическом, авантюрном и прочих героях.

С точки зрения участия персонажа в конфликте и развитии сюжета различают главных героев (например, Чацкий в комедии «Горе от ума» А. Грибоедова, Раскольников в романе «Преступление и наказание» Ф. Достоевского) и второстепенных (например, Софья, Скалозуб, Репетилов в указанном произведении А. Грибоедова и Лужин, Свидригайлов, Мармеладов у Ф. Достоевского). В масштабных произведениях, прежде всего в романах и поэмах, может быть несколько главных героев. К примеру, в романе-эпопее Л. Толстого «Война и мир» это Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Среди второстепенных персонажей в произведении встречаются и эпизодические герои, появляющиеся лишь однажды, они вводятся автором для пояснения того или иного поворота сюжета, иллюстрации какой-либо мысли или служат средством дополнительной характеристики главных героев. Например, юродивый Николка в трагедии А. Пушкина «Борис Годунов» выступает как эпизодический персонаж, устами которого «глаголет правда», когда говорит он, что нельзя молиться за царя Ирода.

К особому типу героя в литературе относятся внесценические или внесюжетные персонажи, которые не предстают воочию: мы узнаем о них лишь со слов других действующих лиц. Например, в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» к таковым можно причислить княгиню «Марью Алексевну», брата Скалозуба, дядю Фамусова – Максима Петровича и др. Все они создают в пьесе образ эпохи, условно раздвигая сценическое пространство и дополнительно характеризуя «фамусовское общество», а также Чацкого.

Наконец, следует сказать и о так называемом коллективном герое - групповом портрете представителей определенной социальной категории. Он воссоздает обстановку, в которой действуют главные персонажи. Причем коллективный портрет не исключает более подробного описания отдельных лиц, его составляющих. Например, образы Якима Нагого, Вавилы, одноглазой старухи-крестьянки и др. – собирательный портрет русского народа в поэме-эпопее Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Как правило, коллективный герой создается с помощью эпизодических персонажей.

Говоря о русской реалистической литературе XIX в., часто упоминают и разные социально-психологические типы: «лишний человек», «маленький человек», «новые люди» и «особенный человек». К ним можно отнести соответственно пушкинского Онегина, гоголевского Акакия Акакиевича Башмачкина, Лопухова и Рахметова из романа Н. Чернышевского «Что делать?».

В качестве героя в литературе могут выступать и аллегорические образы (например, в «Мистерии-буфф» В. Маяковского это образы машин, вещей и еды: Игла, Пила, Серп, Молот и др). Эпизоды с участием аллегорических героев содержат глубокий подтекст.

(Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000)

 

Понравился материал?
11
Рассказать друзьям:
Просмотров: 11314