Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Эпистола: что это такое, особенности и примеры

  • Статья
  • Еще по теме

Эпистола (от лат. epistola) - один из поэтических жанров, зародившихся в Древней Греции. Она представляет собой стихотворное послание, обращённое, как правило, к конкретному лицу - названному в посвящении или подразумеваемому (значительно реже - к абстрактному собеседнику) и написанное гекзаметром или александрийским стихом. В тех случаях, когда эпистола содержит информацию, направленную на поучение или просвещение собеседника, она сближается с дидактической поэзией. Ее содержание, помимо дидактического элемента, может включать элементы торжественного воззвания, шутливой беседы, философских размышлений, сатирических выпадов и другие.

Элементы эпистолы встречаются уже у Гесиода в поэме «Труды и дни» (VII—VI вв. до н. э.), обращённой к собеседнику - некоему Персу, которого автор и просвещает в вопросе о нравах и обычаях олимпийских богов, и воспитывает.

Среди древнеримских поэтов автором эпистолы  был, например, Квинт Гораций Плавт, оставивший множество посланий. Как правило, в его эпистолах элементы интимности, т. е. разговор с собеседником о том, что известно только им двоим, соседствуют с обобщениями общечеловеческого порядка.

В Европе и России интерес к античной традиции этого жанра возник вместе с установлением эстетики стиля классицизма. Эпистолы писали Клеман Маро, Скаррон, Буало, Вольтер, затем Ламартин, Виктор Гюго, Гете и другие. В русской поэзии жанр развивался в творчестве ведущих классицистических авторов — М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, А. Д. Кантемира. В их произведениях дидактический, познавательный и поучающий элемент соседствует с обращением к некоему лицу, в числе которых может быть и царствующая особа. В «Послании к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» Д. И. Фонвизина используется прием, применённый Гесиодом: здесь идет речь о мироздании, и разговор об устройстве мира представлен в форме дружеской беседы.

Расцвет эпистолы в русской поэзии приходится на первую треть XIX в. и связан с «пушкинской плеядой». Известны послания, которыми обменивались поэты-лицеисты А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер и другие. В этих произведениях все более крепнет лирическое, индивидуальное начало, которое в начале XX в. приведёт к новому расцвету жанра. Стихотворные послания становятся фактами одновременно и высокого искусства, и литературного быта в среде русских поэтов-символистов. Интересны случаи их стихотворной переписки, обмен текстами. Признанным и современниками, и позднейшими исследователями (среди которых - Н. А. Богомолов, М. Л. Гаспаров, А. В. Лавров и другие) мастером эпистолы был поэт Юрий Никандрович Верховский, который укрепил статус этого жанра не как «служебного» жанра «стихов на случай» (при общей высокой поэтической культуре эпохи такая тенденция становилась всё сильнее), а как самостоятельного способа лирического самовыражения. Известен обмен посланиями Верховского с Вяч. И. Ивановым, а также с А. А. Блоком.

Развитая в эпистолах символистов поэтика обращённости произведения к некоему лицу нашла развитие в творчестве акмеистов и поэтов позднейших поколений, среди которых — И. А. Бродский, который в ряде произведений использует приём стилизаций в античном стиле (см. обращение к Постуму в «Письмах римскому другу», 1972).

Источник: Поэтический словарь. - М.: ЛУч, 2008 

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3255