Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Сочинения на общие темы

Структурализм и его представители

  • Статья
  • Еще по теме

Структурализм (Structuralism) - направление в области гуманитарного знания, зародившееся на европейском континенте, которое начиная с 1960-х оказывало значительное влияние на литературную теорию и литературную критику в англоговорящих странах. Теоретической основой для возникновения структурализма послужила разработанная Соссюром теория языка, а также творчество русских формалистов в период русской революции и деятельность “Пражской лингвистической школы” в 1930-е, ключевой фигурой в которых был Якобсон.

В 1960-е блестящая плеяда французских (или живущих во Франции) критиков, самыми заметными из которых были Ролан Барт (1915-1980), Цветан Тодоров (р 1940) и Жерар Женетт (р 1930), разрабатывали и развивали идеи структурализма и структурные методы, добившись наиболее впечатляющих результатов в области нарратологии. Исследование мифа в трудах антрополога Клода Леви-Стросса, проводимое в тот период, также способствовало укреплению авторитета структурализма

Структурализм рассматривает любое культурное явление, от сказок до меню или рекламного объявления, как продукт “системы знаков”, и исходит из того, что определяющим фактором постижения смысла каждого знака является выявление всех отношений между элементами системы Все знаки произвольны по своей природе, а знание кода необходимо для успешной коммуникации. Структурализм в литературоведении оспаривает представление о литературном тексте как отражении дсйствительности, существующей объективно, или воплощении в нем уникального авторского “я”, тем самым опровергая положения традиционной литературной науки, основанные на эмпиризме и гуманизме.

Это опровержение приобретает еще более радикальный характер в теории и практике “постструктуралистов ”, большое воздействие на которых оказали труды психоаналитика Жака Лакана (1901 1981) и философа Жака Даррида (р 1930). Метод “деконструкции”, основные принципы которого разработаны в трудах Даррида, направлен на то, чтобы показать, что каждый текст неизбежно подрывает собственные претензии на выражение единого и объективного смысла и подчеркивает активную роль читателя в интерпретации смысла.

Источник: Путеводитель по английской литературе. / Под ред. М. Дрэббл и Дж. Стрингер/Пер. с англ.: - М.: ОАО Издательство "Радуга", 2003

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 2055