Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Сочинения на общие темы

Постмодернистская литература в России

  • Статья
  • Еще по теме

"Сейчас возникает "другая", "альтернативная" литература, которая противостоит старой литературе" (Вик. Ерофеев, статья "Поминки по советской литературе", 1990). Она способна впитать в себя все, кроме русской национальной традиции; наконец, счастливые «похороны» советской литературы дают Вик. Ерофееву надежду на появление литературы новой.

В год выхода статьи писатели, приверженцы «альтернативной» литературы, пытаются объединиться организационно вокруг своих изданий, будучи уверенными, что их поддержит массовый читатель. Но вышедшая из подполья «альтернативная» литература тогда, в начале 90-х, общественного интереса не вызвала. Альманахи «Зеркала» (составитель А. Лаврин), «Весть» (составитель Юрий Гутман) оказались невостребованы, коммерчески убыточны. Ленинградский журнал « Вестник новой литературы »(вып. I. 1990. Главный редактор М. Берг), поддержанный Букеровской премией 1993 года, в конечном итоге имел столь же драматичную судьбу. Но организация его была более серьезно продумана: 8 ноября 1988 г. в Ленинграде была создана Ассоциация «Новая литература», председателем Совета ее стал Михаил Берг, возглавлявший и «Вестник новой литературы».

Ассоциация ставила перед собой масштабные цели вплоть до проведения в 1990 г. в Москве Объединенного съезда русских писателей, проживающих в России и в эмиграции. «Новая литература» в первом номере «Вестника» в «Обращении к деятелям культуры» представила себя так: «Что такое новая литература? Не давая развернутой типологической характеристики этого явления, обозначим основные его черты. Прежде веет это обращение к новаторским линиям русской литературы, прерванным в 30—40-е года, а также эмигрантской литературы, вызванное ощущением единства и непрерывности русскоязычной словесности. Не менее важно использование опыта современного западного авангарда (сюрреализм, поэтика абсурда, новый роман, постмодернистские концепции). А самое главное — становление «новой литературы» неотрывно от создания своего художественного языка, способного выразить перемены в человеке и культуре послевоенного времени».

Обратим внимание, что здесь в рассуждениях о новой альтернативной литературе впервые звучат постмодернистские концепции. Очень скоро слова новая, «альтернативная» литература выпадут из обращения, а обозначенное ими явление в обиходе критиков и литературоведов будет называться литературой постмодернизма. В интервью "Литературной газете" М. Берг назвал ее действующих лиц: "наши авторы – В. Кривулин, Евг. Попов, Е. Шварц, Вс. Некрасов, Вик. Ерофеев, Е. Харитонов". К этому времени вышло 4 номера "Вестника новой литературы".

Конечно, список литераторов этого направления постоянно расширяется (М. Харитонов, В. Пелевин, В. Сорокин и др.), но крупных имен по-прежнему нет. Постепенно альтернативная литература начинает проникать на страницы толстых журналов. Так, «Новый мир» с этой проблемой сталкивается впервые в начале 1993 г. «Что касается «Нового мира», то для редакции период публикации так называемой возвращенной литературы по объективным причинам завершается. Примерно с начала нынешнего года в центре нашего внимания стоит современная проза, причем проза «новых» писателей. Эта литература весьма специфична, и часто складываются ситуации, когда мы публикуем или готовим к печати то, что не всем сотрудникам редакции нравится. Яркий пример такой болезненной коллизии — роман Владимира Шарова «До и во время», публикуемый в 3-м и 4-м номерах; в пятом номере будут помещены два отклика сотрудников отдела критики, в которых высказана негативная оценка напечатанного нами же произведения. Для «Нового мира» это беспрецедентный случай»,— свидетельствует ответственный секретарь журнала (Литературная газета, 1993, 21 апреля).

Что же из себя представляет современная постмодернистская литература? О современном русском постмодернизме написано несколько серьезных книг, в том числе две книги минской исследовательницы И.С. Скоропановой: «Русская постмодернистская литература. Учебное пособие» (М., 1999) и « Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык» (Минск, 2000); и М.Н. Липовецкого «Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики» (Екатеринбург, 1997). Но до сих пор не определено главное — отличительные признаки русского постмодерна и критерии художественности постмодернистского текста, последняя проблема М.Н. Липовецким только поставлена. Без всего этого невозможно на научных основаниях очертить круг исследуемых явлений и произвести разумный отбор, отделив серый поток от мало-мальски ценного в этом течении.

Особняком среди постмодернистских текстов стоит повесть Венедикта Васильевича Ерофеева (1938-1990) "Москва – Петушки", написанная в конце 1969 г., изданная в России в 1988 г. Повесть "Москва – Петушки" – единственная в своем роде и вряд ли она сможет породить какую-либо традицию. В этой повести представлен не мир как хаос, а хаос в сознании автобиографического героя, находящегося в состоянии опьянения. Такой "текст" нельзя сделать, он должен органически вытекать из личности творца, ведущего богемный образ жизни. Сквозь хаос сознания здесь просматривается образ хорошего, но глубоко несчастного человека.

Альтернативная постмодернистская проза, которая в начале 90-х годов в лице Вик. Ерофеева и других настойчиво сталкивала реализм с литературного Олимпа, как серьезное литературное явление пока не состоялась. Сейчас она теряет читателя, которого прибирает к рукам так называемая массовая литература, предложив деятельного героя в лице интеллектуального следователя Каменской в романах Марининой или не менее интеллектуального криминалиста Фандорина в цикле романов Б. Акунина.

Источник: Зайцев В.А. и др. История русской литературы второй половины XX века. М.: Высшая школа, 2004

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2374