Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Сочинения на общие темы

Каламбур в литературе: определение, примеры

  • Статья
  • Еще по теме

Каламбур (от фр. calembour - игра слов). Трудно что-либо возразить против его сути. Каламбур в литературе действительно основан на обыгрывании, то есть сопоставлении и отталкивании смыслов созвучных слов. Человек, состривший, что он отмаялся получить чаю, уже пронес каламбур.

Но трудно этим объяснением удовлетвориться. Перед нами характерный случай, когда слово-то найдено, да очень неточное, и загадки им не разрешить. Невинная игра повинна в том, что психологически приучает неосведомленного человека к мысли, будто каламбур - забавный литературный прием, средство создания в поэзии и прозе только комических эффектов. Такое понимание просочилось и в отдельные словари. Между тем каламбур не мяч - средство игры, но меч - боевое оружие писателя.

"Каламбурная рифма" - так именуется поэтический каламбур, поставленный в особую ритмическую позицию -на конец стиха. "Даже к финским скалам бурым/ Обращаюсь с каламбуром", - заявляет поэт-искровец Д.Минаев, и это было для него именно средством сатирического остроумия. Но пришел XX в., явился Маяковский и распространил каламбурную рифму на произведения трагедийного звучания: "Ох, эта/ ночь!/ Отчаянье стягивал туже и туже сам./ От плача моего и хохота/ морда комнаты выкосилась ужасом".
Невозможно вычитать шутку в этих строках из "Флейты-позвоночника", поэмы о неразделенной любви, хотя и пронизаны они каламбуром.

Вот примеры, напоминающие, что суженные представления о функции каламбура в литературе запоздали по меньшей мере на десятилетия (а основаны на эстетике XIX века) и что это интересное явление имеет свои разновидности (каламбурная рифма). И правда, под этим названием законно объединять целую систему художественных явлений, обладающих разными "именами", но явно однотипных по структуре. Универсальная черта образно-ассоциативного, художественного мышления - выявление сходства в различном и разницы в сходном. Именно этот принцип реализован в каламбуре, который всегда есть не что иное, как полноценный микрообраз. Звуковое подобие сопоставляемых слов выявляет их смысловое родство: "Сокровище мое! Куда сокрылось ты?" (Сумароков).

Повтор группы звуков внутри слов лежит в основе всякого каламбура. И в обоих словах повторение (сокр -) заставляет читателя предполагать некую целостность. У Сумарокова действительно повторена целостная единица - корневая морфема (плюс приставка). Но гораздо чаще в результате повтора возникает так называемая "художественная этимология" - лингвистически мнимое, но эстетически значимое ощущение смыслового родства слов "Я пою под миртой мирной" (Державин), "Сына-веет ночей синева" (В.Хлебников) и др.

Подобные звукосмысловые сближения - источник оригинальных ассоциаций, неожиданного построения и поворотов мысли. Перекличка «легких звуков» зачастую способна потянуть за собою отнюдь не легковесную мысль. Сколько ассоциаций, к примеру, вызывает парадоксальная общность звукового ядра эстонских слов "коданик" (гражданин) и «вяйкеко-данлик» (мещанский)... Сколь противоположны ими обозначаемые понятия и сколь опасно близки их облики!

Нетрудно понять теперь, что и рифма и аллитерация – явления, однотипные каламбуру. Обладая каждое своей спецификой, все они «каламбурны» по структуре, все основаны на сближении сходно звучащих слов. Например: «Ольга - как мокрая ветка ольховая!» (А. Вознесенский); "Светофор. Это странное имя./ Светофор. Святослав. Светозар". (Б.Ахмадулина).

Широко понимаемый каламбур в литературе характерен прежде всего для поэтов державинской линии, которых неизменно отличает внимание к выделенности звуковой структуры стиха. Арзамасцы осуждали стих последователя Державина С. Боброва - «Где роща ржуща ружий ржет». Между тем по смысловой емкости и каламбурной метафорической смелости он созвучен поискам поэтов XX в. (В.Хлебникова, В.Маяковского, М.Цветаевой). И уж, разумеется, исканиям своего великого предшественника: «Бурно бурей буреванье... И бореев в сем бору» (Г.Державин). Каламбур в литературе может быть прекрасным средством художественной образности, но им надо уметь пользоваться.

Источник: Литературный словарь. - М.: "ЛУч", 2007

🔍 смотри также:
Понравился материал?
10
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 9774