Арсений Тарковский: стихи
Полный внутреннего драматизма, сложный и богатый поэтический мир, самобытное дарование большого мастера проявились в творчестве Арсения Александровича Тарковского (годы жизни - 1907—1989), которое стало известно читателю и многогранно раскрылось в 60— 80-е годы. Вышедшие в это время книги «Перед снегом» (1962 год), Земле - земное» (1966 год), «Вестник» (1969 год), «Стихотворения» (1974 год), «Зимний день» (1980 год) и другие вобрали написанное им за многие годы. Важнейшее место в творчестве Тарковского занимают «вечные» темы: жизнь и смерть, природа и любовь, искусство, назначение поэта н поэзии. В образе поэта он выделяет прежде всего пророческое начало, что, однако, не разделяет его с окружающим миром, не лишает земных корней. Более того, именно в природе — истоки подлинной поэзии, в общении с нею, как бы нечаянно,— «из клювов птиц, из глаз трапы» — рождаются стихи, возникает «земное чудо» многозвучного и переливающегося всеми цветами радуги поэтического слова. Призвание поэта — облечь свет и звуки мира в слово. В программном стихотворении «Словарь» (1963) Тарковский видит высокую миссию поэта и само его бессмертие в беззаветном служении родному слову, «разумной речи», истоки и корни которой таятся не только в природе, но и в судьбе родины-России, ее «святого языка» и — шире — в истории народа и человечества: В поздний период творчества поэт все чаще обращается к природе и истории, к воспоминаниям о былом, раздумьям о вечных вопросах бытия. Его лирика философична и медитативна. Торжественный, одический настрой, нередкий в стихах 60-х годов, сменяется усилившейся элегической тональностью стихов-размышленнй и воспоминаний о былом, о годах детства и юности. В книге «Зимний день» (1980) перед нами развертываются навеянные самой действительностью воспоминания и сны поэта, переходящие в философское осмысление всего сущего. В авторском понимании главная цель поэзии — постижение «смысла бытия». Человек в его стихах оказывается наедине с чудом жизни, с природой и мирозданьем. В открывающем книгу сонете «И это снилось мне, и это снится мне» возникает и образно «материализуется», конкретизируется, на первый взгляд, отстраненная и запредельная, но воспринимаемая глубоко лнчностно диалектика бытия: Поэт ищет ответа на извечные вопросы, мучившие живущих на земле: «Как на свете надо жить». В стремлении постичь истину он обращается к опыту великих предшественников, по-своему переосмысляя его («Пушкинские эпиграфы», «Феофан Грек», «Григорий Сковорода»). Для Тарковского характерна постоянная перекличка нынешнего дня с прошлым, воскрешение минувшего (стихотворение «Как сорок лет назад»). Великолепно переданы в стихах тончайшие ощущения целостного мира природы: « Влажной землей из окна потянуло...». Поэта чаще влекут к себе напряженные, драматические, переходные состоянья окружающего мира, как, например, в пейзажных зарисовках «Зима в лесу», «Мартовский снег», за которыми проступает и сложная диалектика человеческой жизни. Перед его мысленным взором проходят дорогие сердцу люди. Щемяще пронзительны стихи о матери («Я в детстве заболел...»). Сдержанно и строго раскрывает он свое неизбывное чувство скорби в цикле памяти Анны Ахматовой («И эту тень я проводил в дорогу»). Беспощадный самоанализ, горестные признания звучат и в стихах о себе: Я свеча, я сгорел на пиру. Творчество Арсения Тарковского пронизано трагедийностью ощущения мира, а также человеческой судьбы в нем. Но при всей драматической напряженности переживания («В последний месяц осени, на склоне...») его стихи звучат жизнеутверждающе. Даже перед лицом неотвратимого воля человека-творца остается не сломленной, и это залог его бессмертия, победы над временем. Источник: Зайцев В.А. и др. История русской литературы второй половины XX века. М.: Высшая школа, 2004
🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4974
| |