Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Зарубежная проза 19 века: характеристика, развитие

  • Статья
  • Еще по теме

Весь XIX в. прошел под знаком Французской революции. Последующие за ней события вошли в историю Запада и Востока как эпоха, когда с исторической арены в ряде стран сошел, а в других пошатнулся феодализм и утверждалась другая социальная система — буржуазная. Это сопровождалось значительным сдвигом в художественно-эстетических понятиях и нормах, возникновением новых творческих методов отражения действительности.

В литературе с начала XIX в. четко выразились одновременно и противостояние эстетике Просвещения, и дальнейшее развитие его достижений. Предпосылкой этому было разочарование в цивилизации, в прогрессе духовной, социально-политической и материальной жизни, который породил новые контрасты и антагонизмы, нивелировку и бездуховность личности.

Провозглашенное просветителями царство «разума, свободы, равенства и братства» в результате социальной практики XIX в. казалось иллюзией.

Жизнь то и дело обнаруживала неразумность социальных порядков, реальность оказалась полной тайн, загадок, проявила враждебность природе, человеку и вызвала озабоченность ограниченностью его личностной свободы. Пессимизм приобрел черты общественного настроения — безнадежности, отчаяния, «мировой скорби». Это было отражением утраты у некоторых социальных слоев представлений о перспективе исторического развития — мир казался неустойчивым, подвижным хаосом. Разлад между идеалом и действительностью порождал, с одной стороны, жажду совершенства, романтическую мечту о благородстве, красоте, справедливости, а с другой — погруженность литературы в глубины духа, одержимость страданиями, интерес к ночной стороне души, тягу к бессознательному, интуитивному. Таковы черты романтизма — направления, характерного для прозы XIX в. Романтики обновили художественные формы — создали жанр исторического романа, фантастической повести, разомкнули границы литературных родов и жанров, выступили с проповедью синтеза литературы, искусства, философии, религии, ввели в повествование многозначительную ассоциативность, насыщенную метафоричность, музыкальность и живописность, гротеск и нарочитую условность, смешение высокого и низменного, прекрасного и безобразного, трагического и комического, подлинной истории и вымысла, реальности и фантастики.

Романтики подчеркивали в человеке его индивидуальность, неповторимость, а конкретные проявления социальной несправедливости были готовы трактовать как «мировое зло». В этом отношении они многое восприняли от готического романа, создали образ романтического злодея, человека недобрых помыслов и черных дел, противопоставив ему образ «благородного разбойника», бунтаря, несущего людям добро и надежду под личиной социально опасной личности.

В поисках красоты бесконечной жизни одни писатели уходили в прошлое, ища там гармонию патриархальности, и нередко при этом устремленность вперед, к новизне, в будущее приводила к идеализации средневековой отсталости. Другие писатели, например сторонники литературного движения «Буря и натиск», на рубеже XVIII—XIX вв. звали идти на бой за утверждение лучшего будущего, справедливости и свободы. Созвучными их поэтике оказались мотивы национально-освободительной борьбы народов, развернувшейся в XIX в. Такая отзывчивость на реальность жизни размывала поэтику романтизма. Формировалось другое направление — реализм. Но грани здесь подвижны, порой трудно установимы, ибо порожденный романтизмом социальный роман получил новый стимул развития на пути реализма.

Трагический контраст добра и зла в сфере романтических абстракций все более становится реально зримым, ощутимым, конкретным в самой действительности. Проявляется социально-политический смысл конфликтов во время революций 1830, 1848—1849 гг., в дни Парижской коммуны 1871 г. Создаются научные труды по естествознанию и истории человечества. В 40-е гг. XIX в. формируется научный социализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

Стремясь к глубокому постижению сущности социальной жизни, реалисты создавали широкие эпические полотна, своеобразные художественные энциклопедии жизни XIX в., серии романов. Они наследуют просветительский огонь сатиры, подхватывают интерес романтиков к исторической тематике, расширяя масштабы реально-бытовой обстановки.

Реалистический роман явился правдивым зеркалом XIX в. Он выполнил двойную функцию «магического кристалла» в эстетическом освоении мира — как способ видения и художественного воспроизведения действительности. Поэтому реалистическому роману удалось органично впитать и воплотить передовые идеи эпохи, произвести переоценку ценностей, выявить иллюзии и мифы.

В первой половине XIX в. нравственная сила реалистической прозы проявлялась в том, что она не утрачивала жизнеутверждения даже в самых трагических конфликтах, возбуждала и утверждала положительные общечеловеческие стремления.

Со второй половины XIX в. в прозе чаще проступают мотивы пессимизма и скепсиса ввиду неспособности буржуазного общества преодолеть противоречия, заметней становится утрата руководящих идеалов. Наряду с этим нарастает резкость и беспощадность художественного слова в обличении оскудения и нищеты духа, угнетения человека человеком, бесправия народа на фоне процветания сильных мира сего. В обстановке обострения антагонизма труда и капитала роман отреагировал на ситуацию тем, что сконцентрировал внимание на крупных, влиятельных «экономических организмах» — рынке, шахте и т. п.

В конце XIX в. возникла опасность дегуманизации литературы. Натурализм под видом естественнонаучного бесстрастия вытеснил человека в картине мира вещью, характеры — обстоятельствами, действие — описанием.

Однако традиции романтизма и реализма в мировой литературе не прервались после ухода великих мастеров с исторической арены. На рубеже XIX— XX ст. нашлись творческие силы, чья энергия была направлена на то, чтобы их сохранить и продолжить. Конец XIX в. некогда расценивался только как декаданс, т. е. упадок, но вернее всего в нем слышать предвестие XX в.— эры нового бытия человечества с его более сложными социальными катаклизмами, духовными и художественными поисками, осуждением зла и воскрешением многовековой мечты о красоте, справедливости, мире, взаимопонимании всех народов Земли.

Крупнейший мастер художественного слова XX в. Р. Роллан писал: «Я хотел бы присвоить себе звание Реалиста и вернуть этому слову все его благородство и величие».

В целом прозе XIX в. было не чуждо оптимистическое пророчество, вера в окончательное торжество романтической мечты и трезвой мятежной мысли, которые освещают путь человечества к свободе и счастью.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2205