Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Сочинения на общие темы

Реализм в литературе. Переход от романтизма к реализму в "Повестях Белкина" А.С. Пушкина

  • Статья
  • Еще по теме

Какой смысл мы вкладываем в слова «реальность», «реальный», «реализм»? Мы говорим: «Надо смотреть на вещи трезво, реально». «У него есть чувство реальности», — так скажут о человеке, который хорошо знает жизнь и людей, не строит воздушных замков. Жить в «реальном мире» — значит видеть вещи такими, какие они на самом деле.

Реализм в литературе часто понимают так: это верность жизни, это стремление автора увидеть и изобразить ее так, как она есть. Например, романтику обычная, повседневная жизнь неинтересна. Он хочет увидеть и описать необычных людей, необычные события. А реалист, наоборот, самое интересное для себя находит как раз в обычной жизни, ему интересен «простой», обыкновенный человек.

Но жизнь богата. В ней есть и возвышенная романтика, и суровая реальность. Поэтому романтизм и реализм в литературе, как и в жизни, — не враги.

Они мирно сосуществуют не только в национальной литературе: русской, английской, немецкой, но подчас и в творчестве одного писателя. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь начинали как писатели-романтики, но с течением времени реализм завоевывал все более прочные позиции в их творчестве. Почему это происходило? Наверное, потому, что им стало тесно в рамках романтизма, они «выросли из него», как ребенок, взрослея, вырастает из своей одежды. Но происходило это постепенно.

Давайте перенесемся в Россию 20-х годов XIX века. И попробуем назвать писателей, работавших в этот период. Мы вспомним десятка два фамилий. Но ведь их было значительно больше. Почему же мы не помним всех? Наверное, потому, что их произведения неинтересны нам, сегодняшним читателям, они вторичны, т. е. попросту повторяют сюжеты, характеры героев, уже давно известных нам. Сколько можно читать о неудачной любви или несложившейся судьбе? Сколько угодно, если об этом рассказано по-новому, если писатель нашел свои, особенные слова, затронувшие нашу душу и сердце. А если автор повторяет уже давно известное? А ведь так происходило и с романтическими сюжетами и образами. Раз появившиеся в творчестве какого-то писателя, они оставались в массовой литературе уже практически в неизменном виде.

Вот и появление в начале 30-х годов XIX века сборника повестей некоего Ивана Петровича Белкина, казалось, не предвещало ничего из ряда вон выходящего. И так действительно случилось бы, если автором этих повестей не был Александр Сергеевич Пушкин. Его небольшой сборник, включающий в себя пять маленьких повестей, произвел настоящий переворот в русской литературе. Неискушенный читатель, принявший на веру слова Пушкина, что в этом произведении он выступает лишь как издатель, обнаружил на страницах повестей уже знакомых героев и известные сюжеты. Искушенная же публика за простотой и незатейливостью сюжетов, за шаблонностью ситуаций увидела лукавство автора. Автор в «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» словно хотел вызвать к жизни уже избитые в романтической литературе сюжеты и характеры, соотнести героев с уже устоявшимся книжным каноном. Поэтому и заставляет автор своих героев действовать в новых сюжетных ситуациях, демонстрируя тем самым многообразие жизни, ее способность не укладываться ни в какие привычные литературные рамки.

Пушкин создает эти повести под маской условного рассказчика. Сказав в предисловии о необразованности Белкина, о его непричастности к литературному труду как таковому, автор заставляет читателя верить в то, что событие передается именно так, как оно случилось в жизни.

Александр Сергеевич Пушкин полемизирует прежде всего с желанием провинциального читателя (а романтические повести были едва ли не единственным предметом чтения в провинции), да и некоторых литераторов подверстать жизненные ситуации под книжные сцены, заставляет посмотреть на уже знакомых героев, на уже избитый сюжет под несколько иным углом зрения, не с точки зрения литературы, а с точки зрения жизни. Это был «переход» от романтизма к реализму в литературе, «постепенный переход от литературы к жизни, от условных, традиционных, общепринятых литературных приемов и даже штампов к непосредственному, зоркому, точному углублению в реальную жизнь и верной ее оценке, все более окрашенной высоким гуманистическим отношением к миру и человеку» (А. Д. Чегодаев).

«Повести Белкина» знаменовали собой не только новый этап в творчестве А. С. Пушкина, но и открывали дороги новому направлению в развитии русской прозы. И имя ему — реализм в русской литературе.

Источник: В мире литературы. 8 кл. / авт.-сост. А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др.; под ред. А.Г. Кутузова. - 11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007

Понравился материал?
12
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12969