Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Общие статьи

Эпоха романтизма в русской литературе 19 века

  • Статья
  • Еще по теме

Первая половина XIX века - это период становления и расцвета русской литературы, ее золотой век, который совпал с одним из самых значительных и ярких этапов развития европейской общественной, философской и творческой мысли - эпохой романтизма. Романтизм был эстетической реакцией на мир, который бесконечно усложнился, стал мыслиться как противоречивый, непонятный, внутренне конфликтный после ряда европейских буржуазных революций, отменивших старый уклад жизни и прежние ценности. Для романтиков характерно трагическое мировосприятие, основанное на остром переживании несовпадения жизненного идеала и действительной жизни.

В центре романтического искусства находится личность с высокоразвитым сознанием, сложнейшей душевной жизнью, творчески одаренная, наделенная яркими индивидуальными чертами. Такому человеку, носителю философии свободы, нет места в косном, духовно ограниченном мире заурядных людей, живущих мелкими бытовыми заботами и житейскими волнениями. Герой-романтик находится в конфликте с миром. Он всегда одинок, представлен в образе скитальца, странника, изгнанника, отчужденного от людей. Герой-романтик устремлен к высшему «небесному» идеалу, воплощение которого в земной несовершенной жизни невозможно. Центральными жанрами романтической литературы стали элегия, дружеское послание, поэма и баллада. Русский романтизм представлен тремя основными течениями:

  • психологический (В.Л. Жуковский, К.Н. Батюшков);
  • философский (В.Ф. Одоевский, Е.А. Баратынский);
  • гражданский (творчество поэтов-декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера).

Русский романтизм начинался с творчества В.А. Жуковского (1783-1852). Его поэзия воспевала те мгновения красоты и гармонии, в которых ощущалось присутствие божественного начала. Он был певцом природы и любви - только в этих сферах человеческого бытия видел поэт присутствие высшей тайны, выразить которую не способна человеческая речь (стихотворение «Невыразимое»). Основным поэтическим жанром Жуковского стали элегия, послание и песня. В своих знаменитых элегияхВечер», «Славянка») поэт передает особое гармоничное состояние души, когда стирается грань между внешним миром природы и внутренним миром человека, когда душа становится тончайшим инструментом, чутко улавливающим и откликающимся на малейшее изменение в состоянии природы. Поэтому все пейзажные картины в поэзии Жуковского отражают в себе человеческое переживание (пейзажи души). Жуковский открыл в русской поэзии богатство внутренней жизни личности - бесконечной, беспредельной, отражающей в себе таинственную сущность мира.

Жуковский ввел в русскую литературу сравнительно новый для нее жанр - романтическую балладу, в которой он поэтически откликнулся на главную идею времени - идею личности и ее свободного самоопределения. Стремительно меняющаяся, динамичная, «катастрофичная» (постреволюционная на Западе и предреволюционная в России) действительность формировала определенный мировоззренческий и миросозерцательный тип личности, характерными признаками которого стали гипертрофированный индивидуализм, эгоцентризм, экзальтированность, готовность отречься от традиции и веры отцов, отказ следовать общепринятым буржуазным или светским нормам морали.

Герой романтических баллад В.А.Жуковского - человек с едва пробудившимся чувством личности, впервые осознавший собственную исключительность. Романтическая баллада обращается к человеческой личности в момент пробуждения, фиксирует первоначальный этап ее становления. Личность, еще не утвердившаяся, не устоявшаяся в человеке, не выработавшая твердых нравственных позиций, обрекает балладного героя на зыбкое бытие, двойственное существование - в мире земном, обыденном и ирреальном, потустороннем. Жуковский ставит своих героев в экстремальные, крайне драматические жизненные обстоятельства, при которых человек сталкивается с неодолимой и загадочной силой рока, судьбы. Балладная личность охвачена смятением чувств, вихрем страстей. Нравственная дезориентация вовлекает ее в стихийный бунт против устоявшегося, общепринятого порядка жизни. Герой баллад по духу своему - богоборец, утверждающий свое личное право путем богоотступничества - через грех, нарушение норм христианской морали, отречение от веры. Таковы основные идейно-эстетические ориентиры, которые определяют структуру конфликта романтических баллад Жуковского «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа».

Своего расцвета русский романтизм достигает в творчестве А.С. Пушкина (1799-1837). В ранний, петербургский период своего творчества (1817-1820 гг.) поэт явился рупором гражданского, декабристского романтизма. Его «возмутительные» стихи наводнили столицу. Гражданская поэзия Пушкина («Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву») была пропитана революционно­-агитационной декабристской риторикой («святая вольность», «Отчизна», «самовластье», «гнет власти роковой», «звезда пленительного счастья», «тираны мира», «самовластительный злодей», «цареубийственный кинжал» и др.). В основе ее лежит сюжет о неминуемом крушении деспотического режима самовластья. Политическая лирика Пушкина стала причиной его первой ссылки на юг России (1820-1824гг.). Центральным лирическим жанром в этот период творчества у Пушкина становится элегия. «Погасло дневное светило...» - в этой первой элегии, написанной Пушкиным на юге, наметились все основные темы, которые он будет развивать в своей поэзии южного периода: тайное волнение души, устремленной к новым впечатлениям, к новым берегам жизни, осознание своего прошлого как нравственно неудовлетворительного, стремление к обновлению и возрождению души. Центральной темой романтических элегий Пушкина стала любовь, которая мыслится поэтом как всепоглощающая страсть, порабощающая человека и, одновременно, как светлое чувство, освобождающее и раскрепощающее в человеке все лучшие свойства его души. Наиболее полно романтические принципы изображения мира и человека Пушкин реализовал в своих южных поэмах: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Сюжет романтических поэм Пушкина достаточно условен. Поэту важно было раскрыть новое понимание личности в ее взаимоотношениях с миром. Герой «Кавказского пленника» пребывает в состоянии романтического отчуждения от мира, его сердце истощено бесплодными и суетными страстями; разочаровавшись в возможности подлинной любви, истинной дружбы, герой ищет спасение в уходе от общества в мир дикой природы, где живут вольные и цельные люди. Но, едва прибыв на Кавказ, герой попадает в плен к черкесам. Он оказывается в двойном плену - внешнем, физическом и внутреннем, душевном. Преодолеть внутренний холод души, состояние опустошения герою помогает любовь, воскресшая в его сердце. И только тогда герой обретает физическую свободу, бежит из плена. Путь человека к подлинной, внутренней свободе лежит через внутреннюю напряженную работу души, духовную неуспокоенность, способность сердца любить - такова основная мысль, воплощенная в сюжете романтической поэмы «Кавказский пленник».

Вершиной русского романтизма стало творчество М.Ю. Лермонтова (1814-1841). Если в лирическом герое пушкинской романтической лирики отразилась эпоха предреволюционного подъема (20-е годы XIX в.), исполненная духа энтузиазма и социального оптимизма, то лермонтовский романтизм выразил настроения последекабристской эпохи (30-е годы XIX в.), когда политическая реакция подавила социальную волю общества, парализовала его духовные силы. Отчаяние, пессимизм, безверие, скептицизм обрели качества общественной психологии, выразителем которой в литературе стал Лермонтов. Основная тематика лермонтовской лирики определяется мотивами избранничества, одиночества, скитальничества. Лермонтовская лирика исполнена контрастов, в ней нашли свое воплощение метафизика добра и зла, жажда могучего действия и обреченность на бездействие, «с небом гордая вражда» и желание и способность найти успокоение и отраду в молитве.

«Дума», «Как часто пестрою толпою окружен...» - одни из самых значительных произведений Лермонтова гражданской тематики. В стихотворениях представлен обобщенный портрет современников поэта, портрет поколения эпохи безвременья, которых жизнь «томит, как ровный путь без цели...», а «грядущее - иль пусто, иль темно».

Лирический герой лирики Лермонтова - личность титаническая, богоборческая, демоническая. Не найдя применения своим могучим силам в земном несовершенном мире, герой Лермонтова бросает вызов небу, осознает себя равновеликим Богу («Благодарность»).

Одной из главных тем лирики Лермонтова стала тема свободы. Ее развитие связано с мотивом узничества («Узник», «Пленный рыцарь», «Соседка»). Еще одна из центральных тем лирики Лермонтова - одиночество. «И скучно, и грустно...», «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу...», «На севере диком стоит одиноко...» - в этих стихотворениях передается искреннее и глубокое страдание от невозможности преодолеть вынужденное одиночество, выражена жажда обретения «родной души».

Программным для Лермонтова стало его стихотворение «Парус», в нем воплотился тревожный, мятущийся богоборческий дух лермонтовского лирического героя, не признающего законов божественного миропорядка, устремленного в сферу абсолюта, вечности, жаждущего обретения невозможной в земном существовании человека свободы - обретения покоя в буре. То же трагическое мироощущение мировой дисгармонии, осознание внутреннего разлада, свой романтический порыв в сферу абсолютной свободы выразил Лермонтов в поэмах «Демон» и «Мцыри».

Источник: Краткий очерк истории русской литературы / Ю.А. Говорухина, А.Н. Фомина. - Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2010

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 29