Меню сайта
Главная » Статьи » Зарубежная литература

В разделе материалов: 622
Показано материалов: 481-490
Страницы: « 1 2 ... 47 48 49 50 51 ... 62 63 »

Среди французских романтиков первой трети XIX в. следует упомянуть имя Шарля Нодье - не столько в силу его былой значительности во французской литературе (тут он фигура скорее второго ряда), сколько в силу его популярности в литературе русской, - прежде всего его романа "Жан Сбогар", который упоминается Пушкиным в "Евгении Онегине" (как один из "модных" в то время романов) и своеобразную перекличку с идеями которого можно обнаружить в произведениях Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов 20-40-х годов.


Над романом "Утраченные иллюзии'' Бальзак работал очень долго, с 1837 по 1843 г. Это одно из самых широких его эпических полотен о современном обществе. Хотя внешне в центре сюжета стоит как будто бы ограниченная и вполне определенная общественная сфера - мир литераторов и журналистов, роман вобрал в себя все предшествующие наблюдения Бальзака над законами буржуазного общества; в полифонии произведения звучат многие темы, затрагивавшиеся Бальзаком и ранее.


Свой роман "Отец Горио" Бальзак посвятил "великому и знаменитому Сент-Илеру в знак восхищения его работами, его гением". Жофруа де Сент-Илер - действительно знаменитый современник Бальзака, профессор зоологии, сформулировавший закон единства всего органического мира. 


Роман "Евгения Гранде" появился в 1833 г., и не случайно именно после этого романа (и романа "Отец Горио", 1834 г.) Бальзак впервые заговорил о замысле "Человеческой комедии" - он как бы созрел для этого замысла, был теперь готов к созданию реалистической эпопеи из жизни современного общества.


В 1832 г. Бальзак пишет небольшую повесть "Неведомый шедевр", которую впоследствии, при оформлении замысла "Человеческой комедии", объединит с "Шагреневой кожей" в одном цикле "Философские этюды". Я хочу обратить ваше внимание на эту повесть, потому что в ней Бальзак высказывает весьма любопытные суждения о принципах искусства вообще и изобразительного искусства в частности. Спор в этой повести ведется вокруг проблемы отражения действительности в искусстве.


Тема всепоглощающей страсти, владеющей человеком, - тема, конечно, прямо унаследованная от романтиков - с самого начала волновала Бальзака - уже как проблема чисто психологическая, вне социального плана. Свидетельством того, сколь важной была эта тема для Бальзака, является его крупное произведение, опубликованное в 1831 г., - роман "Шагреневая кожа".


В 30-е годы Бальзак целиком обращается к описанию нравов и быта современного буржуазного общества. У истоков “Человеческой комедии" стоит небольшая повесть "Гобсек", появившаяся в 1830 г. Хотя внешне это как будто новелла целиком портретного плана, своего рода психологический этюд, она тем не менее заключает в себе все узловые моменты бальзаковского мировоззрения.


Политические взгляды Бальзака существенно менялись в течение его жизни. В юности, в 20-х годах, он был республиканцем - причем республиканцем довольно абстрактным, не связывающим с идеей республики никаких конкретных государственно-политических представлений, просто вольнодумцем, сторонником абстрактной идеи равенства и свободы. В зрелые годы он стал легитимистом - сторонником конституционной монархии.


Первое и коренное убеждение, которое Бальзак пронес незыблемым сквозь всю свою сознательную жизнь, - это то, что всему современному обществу и всем его законам положила начало Великая французская революция 1789 г., что независимо от того, как к ней относятся, она открыла новую эпоху в развитии человечества, и этот процесс уже необратим. 


"Поговорим о Бальзаке, это так благотворно", - сказал однажды его современник Жерар де Нерваль. Последуем его совету.
Произведения каждого писателя или поэта в их совокупности представляют собой особый поэтический мир, который не спутаешь ни с каким другим, можно даже сказать, особую страну, живущую по законам, созданным ее основателем.


1-10 11-20 ... 461-470 471-480 481-490 491-500 501-510 ... 611-620 621-622