Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Особенности творчества Шарля Нодье. Анализ романа "Жан Сбогар"

  • Статья
  • Еще по теме

Среди французских романтиков первой трети XIX в. следует упомянуть имя Шарля Нодье - не столько в силу его былой значительности во французской литературе (тут он фигура скорее второго ряда), сколько в силу его популярности в литературе русской, - прежде всего его романа "Жан Сбогар", который упоминается Пушкиным в "Евгении Онегине" (как один из "модных" в то время романов) и своеобразную перекличку с идеями которого можно обнаружить в произведениях Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов 20-40-х годов.

Шарль Нодье выступил со своими первыми публикациями еще в начале века, т. е. на первом этапе развития французского романтизма. Из его ранних произведений наиболее известна повесть "Живописец из Зальцбурга" (1803). Нодье из тех писателей, которые не обладают ярко выраженной творческой индивидуальностью, которые следят в основном за модами века, но которые тоже показательны для характеристики литературного процесса своего времени, потому что они как бы тиражируют наиболее злободневные его идеи, аккумулируют их в своем творчестве и в немалой степени способствуют популяризации этих идей.

Лицо того или иного литературного направления (в данном случае романтического) полезно бывает изучить не только на примере фигур первой величины (они ведь, как правило, именно в силу своей оригинальности сплошь и рядом выходят "за рамки", говорят о большем), но и на примере вот таких писателей, как Нодье, которые демонстрируют нам ходовые понятия, идеи и приемы литературного направления. Но судьба таких писателей - в то же время и эклектизм, поверхностность, всеядность, неустойчивость; от одной модной идеи они бросаются к другой, не смущаясь тем, что часто эти идеи отрицают одна другую.

Писательская судьба Нодье в этом смысле очень показательна. Он начал с резкого неприятия Шатобриана и других консервативных романтиков начала века; тут сказалась семейная закваска - Нодье выходец из третьего сословия, его отец во время революции был председателем революционного трибунала в провинции, и сам Шарль Нодье уже с 13 лет выступал в своем родном городе Безансоне с революционными речами. Но в своих первых литературных произведениях Нодье многим обязан тому же Шатобриану, а также немецким романтикам. В повести "Живописец из Зальцбурга" герой не случайно немец, как не случайно и постоянное возвращение Нодье в раннем творчестве к образу Вертера (воспринимавшегося в то время как основатель династии разочарованных романтических героев). Герой Шарля тоже бежит от общества в уединение и, явно повторяя Новалиса, говорит, что он "предпочитает радостному сиянию солнца тусклый свет луны и тайну ночи", хотя он, в отличие от шатобриановского Рене, мечтает и о соединении с другими людьми (в ранней повести "Изгнанники"). Но это именно мечтание, благой порыв, как часто бывало с такими мечтаниями у романтиков. Точно так же, рассуждая о революции, герой повести Нодье "Изгнанники" приемлет ее. "Нации, - говорит он, - очищаются революциями, и история благодаря им становится школой для потомства... (Революция - А. К.) - это важный и неизбежный итог всех минувших событий". Однако это тоже лишь возвышенное философское умозрение, не имеющее никакого касательства к реальности.

"Жан Сбогар": анализ романа

Роман "Жан Сбогар", написанный в 1812 г., опубликованный в 1818 г., - наиболее яркое произведение Нодье, и здесь, пожалуй, Шарль наиболее оригинален. Во всяком случае, он одним из первых предложил вниманию европейского читателя жанр романа о благородном разбойнике, создав сюжетную модель, которая потом на некоторое время станет очень популярна в европейской романтической литературе.

Герой Нодье ведет две жизни: одну - как разбойник Сбогар, наводящий ужас на людей, другую - как загадочный венецианский аристократ Лотарио; в этой своей второй ипостаси он покоряет сердце героини романа, девушки из дворянской семьи Антонии де Монлион. В конце концов все кончается трагически: Антония, обнаружив, что перед ней, так сказать, не то, что она предполагала, - не венецианец Лотарио, а разбойник Сбогар, умирает, самого же Сбогара захватывает полиция, и он кончает на эшафоте.

Создавая образ своего Сбогара, Нодье исходит из общеромантических представлений о разочаровавшемся герое-мечтателе. Эпиграфом к одной из глав он прямо берет знаменитую формулу Шатобриана: "Еще не насладившись, мы уже разочарованы; желания еще остаются, но иллюзий больше нет ...С полным сердцем живем мы в пустом мире и, еще ни от чего не вкусив, ни к чему уже не чувствуем вкуса". Это, как легко почувствовать, - мысль, которая позже эхом откликнется в русской поэзии: Нодье этого своего разочарованного героя делает разбойником, но разбойником благородным: в моменты откровенности Сбогар говорит о том, что его цель - месть развращенному обществу, что он, так сказать, выражает интересы угнетенных, "народа".

Однако представление о тех, чьи интересы Сбогар таким образом защищает, весьма абстрактно, как весьма абстрактен и сам его бунт. Сбогар не случайно окружен романтическим ореолом загадочности, тайны, появляется в черной маске, скрывающей лицо, и т. д. Его бунт - бунт против миропорядка вообще. И гораздо более важно для Нодье подчеркнуть эту исключительность, "титаничность" своего героя. Сбогар называет себя "сильным человеком, видящим в себе и в своем влиянии на других единственную гарантию прав всего человечества" (опять романтический индивид как центр вселенной).

"Неистовый" романтизм

Шарль Нодье своим романом открывает во французской литературе этого периода линию так называемого "неистового" романтизма. Эта линия будет подхвачена Петрюсом Борелем, а из крупных имен - Виктором Гюго в его ранних романах "Бюг-Жаргаль", "Ган Исландец", да и в "Соборе Парижской богоматери". Так, в романе "Бюг-Жаргаль" (1820) Гюго изображает восстание негров в Сан-Доминго в 1791 г. (как и Клейст!).

В то время, как тема исключительного романтического героя - то ли злодея, то ли мессии - получает свое продолжение в таких вот произведениях, сам Шарль Нодье очень скоро от нее отходит. В своих высказываниях 20-х годов он резко отзывался о Байроне, хотя "Сбогар" по духу, конечно же, произведение байроническое, во всяком случае, вполне в стиле "Лары", "Гяура", "Корсара" (тема отверженного бунтаря-отщепенца). В годы Реставрации антибуржуазность Нодье приобретает характер идеализации добуржуазных, даже аристократических, идеалов (и это в то время, когда другие романтики - Ламартин, Виньи, Гюго - как раз проходят уже обратную эволюцию - от аристократизма к либерализму и демократизму). Точно так же и в своих философских и литературных воззрениях 20-30-х годов Шарль Нодье отходит от бунтарства и приближается к консервативной идеологии.

В повести "Адель" он отрицает просветительские рационалистические идеи, на которых был воспитан, и доказывает преимущества ‘"того способа проникать в тайны природы с помощью религии и умозрения, которым пользовались наши старые авторы". Он подхватывает, разумеется, и идею “частного”, "приватного" человека, распространившуюся во французской литературе в эпоху Реставрации.

Все это свидетельствует о непрочности, неустойчивости бунтарских настроений Нодье, об отсутствии твердой, выстраданной точки зрения - у Шарля это было в основном следование моде. Но, повторяю, в своем творчестве Шарль Нодье демонстрирует характерные черты французского литературного процесса того периода.

Источник: Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Вып. 1: Французская лит-ра 19 в. / М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998

🔍 смотри также:
Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 3783