Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Бальзак

Политические взгляды и убеждения Бальзака

  • Статья
  • Еще по теме

Политические взгляды Бальзака существенно менялись в течение его жизни. В юности, в 20-х годах, он был республиканцем - причем республиканцем довольно абстрактным, не связывающим с идеей республики никаких конкретных государственно-политических представлений, просто вольнодумцем, сторонником абстрактной идеи равенства и свободы. В зрелые годы он стал легитимистом - сторонником конституционной монархии, как наиболее эффективной формы управления государством. В 40-е годы он все более стал склоняться к идее буржуазной республики, хотя, правда, этот поворот в мировоззрении Бальзака запечатлелся лишь в его публицистике

Здесь наиболее сложная проблема - легитимизм зрелого Бальзака. Легитимизм, монархизм всегда связаны, конечно, с аристократизмом убеждений, с симпатией к дворянству. Страсть ко всему аристократическому, несомненно, присутствовала в натуре Бальзака и часто принимала весьма наивные и даже смешные формы. К примеру, он самолично добавил к своему отнюдь не аристократическому имени приставку "де". Всю жизнь осаждаемый кредиторами, он обставлял свои квартиры с безвкусной роскошью, все в долг, а бывать в них ему приходилось редко, потому что часто приходилось прятаться в меблированных комнатах и у друзей от кредиторов. Но все это - и причуды характера, и типичные черты новой эпохи.

В то же время в своих произведениях Бальзак, не скрывая своего восхищения перед роскошью и изысканностью аристократическою мира, перед утонченностью аристократов и аристократок, великолепно изобразил их избалованность и развращенность. Бальзак показал, что аристократы, как правило, тоже уже заражены буржуазной расчетливостью, хотя они еще и не приобрели буржуазной деловитости: приспособившись к морали, они не приспособились к практике. Таким образом, бальзаковский легитимизм вовсе не есть принципиальное политическое убеждение, а скорее весьма романтическое желание сохранить красоту аристократического быта и благородства духа. Под аристократизмом он подразумевал скорее категорию моральную и эстетическую, чем социальную. Вот если бы удалось эти достоинства уходящего аристократизма соединить с буржуазным практическим расчетом - вот это, наверное, и был идеал Бальзака, и тут я напомню о его излюбленных положительных героях - ученых, предпринимателях, прожектерах, соединяющих в себе эти качества; людей, мечтающих принести практическую пользу всем людям. Вот это и есть подлинные аристократы духа, как Мишель Кретьен, хотя он и по политическим убеждениям республиканец.

Подобными противоречивыми установками, конечно, и объясняется расплывчатость, неконкретность идеологии Бальзака, его колебания, его путь от юношеского республиканизма к легитимизму и затем опять к республиканизму уже более зрелому. Повсюду у Бальзака политические его высказывания явно окрашены субъективным опытом и сугубо личными, биографическими эмоциями. В "Утраченных иллюзиях" есть очень меткое замечание о юношеском республиканизме Люсьена, по-видимому, проливающее свет и на раннее вольнодумство самого Бальзака.

"Он, - пишет Бальзак о Люсьене, - скоро уловил покровительственный тон в обращении ангулемской знати, и в нем загорелась злоба, укрепившая его в исполненных ненависти республиканских чувствах, с которых многие из этих будущих патрициев начинают свою великосветскую карьеру". Это очень язвительное замечание зрелого Бальзака! Стать республиканцем из-за невозможности стать патрицием - весьма характерная деталь! Поздний республиканизм Бальзака - уже более серьезное убеждение. Но поздние республиканские убеждения Бальзака выразились лишь в нескольких публицистических статьях, выступлениях и не успели органично войти в художественную систему Бальзака, в его "Человеческую комедию". А если они и входили в эту систему (например, в "Утраченных иллюзиях" образ Мишеля Кретьена), то еще очень абстрактно, неисторично: республиканский принцип Бальзак воспринимал чисто эмоционально, как свидетельство внутреннего благородства духа - того самого бальзаковского "аристократизма". Поэтому для него были в равной степени моральными эталонами и легитимист д'Артез, и республиканец Кретьен.

Не оттого ли получилось, что в лучших произведениях “Человеческой комедии", написанных в 30-х годах, Бальзак воспринимался как сторонник преимущественно легитимистского принципа? Такому толкованию, очевидно, способствовал и тот факт, что Бальзак в основном остался в стороне от социальных революционных теорий своего времени, прежде всего утопического социализма Сен-Симона и Фурье, которым воодушевлялись Гюго и Ж. Санд. На фоне этих писателей Бальзак казался, конечно, еще менее утопистом, хотя, несомненно, идеи Сен-Симона, если всмотреться глубже, тоже входили в мировоззрение Бальзака, только в более опосредованной форме, чем у Гюго или Ж Санд. Бальзаковские прожектеры - идеалисты - или его доктор Бонасси - это, конечно, дальние родственники сен-симонизма. Это тоже веяние времени.

Источник: Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Вып. 1: Французская лит-ра 19 в. / М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3737