Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Бальзак

Оноре де Бальзак: обзор творчества писателя (подробно)

  • Статья
  • Еще по теме

Оноре де Бальзак (1799—1850) родился в семье чиновника, выходца из крестьян Бернара Франсуа Бальса, который позднее стал помощником мэра г. Тура. С раннего детства он воспитывался вне семьи — сначала в пансионе в г. Туре, затем в Вандомском коллеже монахов, но по состоянию здоровья был вынужден прекратить обучение. Свое образование писатель продолжил в Париже в Школе прав и прошел практику в конторах адвоката и нотариуса, посещая лекции по литературе в Сорбонне.

Почувствовав призвание к писательскому труду, Оноре де Бальзак оставил юридическую деятельность, сочинил трагедию «Кромвель» в подражание Расину. Затем последовали ученические романы под различными псевдонимами, от которых он позднее решительно отказался и заявил, что признает свое авторство лишь за сочинениями, подписанными именем Оноре де Бальзак.

Одновременно с творческой активностью Бальзак на протяжении всей жизни, стремясь избежать материальных невзгод, пытался, правда, безуспешно, заняться издательским делом, выдвинуть свою кандидатуру в парламент, во Французскую академию. В 1833 г. начался его продолжительный эпистолярный роман с Эвелиной Ганской, польской помещицей, владетельницей поместий на Украине. Незадолго до своей смерти знаменитый писатель посетил Петербург и Украину и в год своей кончины стал мужем этой богатой аристократки.

В историю мировой культуры Оноре де Бальзак вошел как создатель всеобъемлющей, единственной в своем роде художественной энциклопедии жизни Франции XIX в. Наполеон Бонапарт безуспешно пытался создать политическую империю силой оружия. Бальзак же совершил гуманистическую по сути и долговечную акцию, следуя в своем замысле от «Божественной комедии» Данте. В предисловии к «Человеческой комедии» он заявил о намерении создать объективную, правдивую, эмоционально-яркую социальную историю своего времени.

Зрелое творчество Бальзака пришлось на период Июльской монархии между революциями 1830 и 1848 гг., но содержание его произведений выходит за исторические рамки этого времени. В своем художественном взгляде на мир писатель был настолько зорок и точен, что его вымысел как бы соткан из социальных нитей самой действительности и потому не подвержен субъективистскому искажению.

Отношение самого писателя к изображаемым событиям было противоречивым: он отвергал абсолютную монархию за бездейственность, безнравственность и беспринципность, но и в республике не принимал порочное всевластье чистогана, превращавшего деньги в единственное мерило человеческих взаимоотношений, развязавшего собственнический эгоизм и обрекавшего народ на прогрессирующее обнищание. Легитимизм Оноре де Бальзака — это был бунт против буржуазности и выражение симпатии к нравственной «законности» исторически изжившего себя аристократического духа чести, порядочности, благородства. Современник и соотечественник Бальзака В. Гюго с полным основанием отнес его к «могучей породе писателей-революционеров», ибо ничто не мешало Бальзаку говорить истину перед лицом суда истории. Эволюция антипатий Бальзака прошла путь от отрицания старого режима к неприятию произвола капитала и крупного землевладения, а затем к разрыву с легитимизмом и утверждению народа как носителя и хранителя духовных ценностей, опошленных и преданных правящими классами («Исповедание политической веры», 1848). По этой логике и развивалась эпопея Бальзака «Человеческая комедия», где место кругов Дантова ада заняли социальные круги реальности. Автор разделил свою эпопею на три части, названные этюдами, то есть зарисовками с натуры: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды». Наиболее разветвленными по своей структуре оказались «Этюды о нравах», которые должны были охватить различные стороны действительности, «сцены» театра жизни. Писались они в разное время, поэтому установление здесь какой-либо хронологической последовательности или логической связности невозможно. Цементирующим началом всей эпопеи автор сделал борьбу корыстных интересов во всех сферах социальной и частной жизни и охватившую все общество жажду наслаждений.

«Сцены частной жизни» включают такой шедевр, как «Гобсек» (1830). В одном из мрачных и сырых домов Парижа обитает старый безжалостный ростовщик Г обсек — герой этой повести. Далеко раскинул он сети для улавливания своих жертв, чтобы взыскивать с их векселей высокие проценты. Воплощение силы, власти он видит в золоте, а сама жизнь представляется ему машиной, приводимой в движение деньгами. Притаившись в своей конуре, он зорко следит за беспечными, суетными людьми, жертвами наслаждений. Все они на краю пропасти и станут рано или поздно его добычей, все будут унижаться перед ним, умоляя спасти их и запутываясь все безысходнее в паутине процентов.

Другой шедевр этого цикла — «Отец Горио» (1835) отражает нравственный катаклизм мира, где все подчинено деньгам. Это трагедия шекспировского Лира в век капитализма. Некогда предприимчивый господин Горио нажил состояние и, поддавшись безумной любви к своим дочерям, отдал им свое богатство, так как не предполагал, что благодеяние не замедлит обернуться для него одиночеством и забвением, ненужной обузой для тех, кто был обязан ему собственным существованием. С помощью денег Горио одну из дочерей сделал графиней, другую выдал замуж за банкира-миллионера, но сам, оставшись ни с чем, вынужден подвести страшный итог: «Надо всегда держать себя в цене».

На страницах этого романа появляется доверчивый, полный надежд и иллюзий юноша Растиньяк, в ком расчетливый эгоизм постепенно вытравливает лучшие человеческие порывы и чувства. В таком перевоплощении зловещую роль сыграла встреча Растиньяка с Вотреном, беглым каторжником, постоянно меняющим свою личину, чувствующим себя одинаково комфортно в преступном мире и великосветских кругах, так как он не без основания убежден, что там и здесь царит единый закон безнравственности: «Случись вам стянуть какую-нибудь безделицу, и вас будут показывать на площади перед дворцом правосудия, как диковинку. А украдите миллион, и о ваших добродетелях будут кричать в гостиных». Метаморфоза, подобная той, что случилась с Растиньяком, происходит и с центральным персонажем повести «Первые шаги в жизни» (1842) — молодым человеком Оскаром Юссоном. Превратности его карьеры — это жизненные уроки. Они разбивают беспочвенные честолюбивые помыслы юноши, показывают ему значение социальной иерархии и одновременно внушают покорность судьбе. Таков, по мысли автора, обыкновенный путь буржуа, не внушающий ни зависти, ни презрения, но заставляющий задуматься об истинном смысле бытия.

Основные конфликты в «Сценах частной жизни» связаны с неравноправным положением женщины в буржуазной семье и обществе, где она становится лишь «силуэтом» бытия и имеет ценность, пока сохраняет свой «товарный» вид, из чего иногда извлекает себе также выгоду. К этому многочисленному ряду повестей и романов принадлежат «Дом кошки, играющей в мяч», «Загородный бал», «Побочная семья», «Супружеское согласие», «Вендетта», «Силуэт женщины» (1830), «Тридцатилетняя женщина» (1831), «Дочь Евы» (1838), «Беатриса» (1839). Социальный мотив обнищания народа остро выражен в повести «Дело об опеке» (1836).

«Сцены провинциальной жизни» открывает роман «Турский священник» (1832), где Оноре де Бальзак создал отталкивающий образ аббата Трубера, в чьем поведении отразилась иезуитская ухищренность держать людей в повиновении, диктовать свою волю.

В романе «Евгения Гранде» (1838) изображен потрясающий тип накопителя богатств, осторожного и хитрого скряги винодела Гранде, прибирающего к рукам целый департамент. Болезненная в неуемности алчность вытесняет в нем живые чувства, превращает в ад жизнь его близких. Нечто похожее на привязанность он испытывает лишь к дочери Евгении, и то лишь потому, что она наследница его сокровищ. Однако благородные, глубокие чувства Евгении подавлены и иссушены скаредностью Гранде, которая встает непреодолимой стеной перед ее счастьем и обрекает ее на одиночество. Она бессильна что-либо изменить в отупляющем, привычном распорядке жизни даже после смерти отца.

Роман «Утраченные иллюзии» (1843) — одно из центральных произведений «Человеческой комедии». Вместе с романами «Отец Горио» и «Блеск и нищета куртизанок» он образует своеобразную трилогию, которая является центром всего бальзаковского эпоса. В образе его главного персонажа — талантливого поэта, но слабовольного человека Люсьена Шардона, — Бальзак показал мучительный процесс постепенного осознания цинизма и бездушия общества, в котором деньги — единственная сила.

Люсьен прибывает из провинции в Париж, надеясь там получить признание своего таланта. Однако столица отверзает перед ним глубины продажной буржуазной журналистики, где тонут надежды молодого человека, вовлекает его в круговерть порочных страстей, корысти, лжи, равнодушия ко всему, что не отмечено денежным интересом.

Задолго до появления окончательного текста романа была опубликована повесть под названием «Утраченные иллюзии» — пролог к большому повествованию; ныне она соответствует первой части романа, озаглавленной «Два поэта». Писатель резко обличил буржуазную идеологию, в частности безнравственность печати, и с большой силой нарисовал мужественный образ «республиканца огромного размаха» Мишеля Кретьена.

Вторая часть романа выходила отдельным изданием под заглавием «Провинциальная знаменитость в Париже» (1839), с авторским предисловием, где подтверждалась мысль о правдивом изображении нравов в среде столичных журналов. Наконец появилась последняя часть романа (1843), озаглавленная «Давид Сешар, или Страдания изобретателя». Роман выставляет прессу как ярмарку идей и убеждений, где слово выполняет роль оружия низменных страстей и интересов: оно низвергает в грязь и безвестность одних, возносит в высшие сферы других, прикрывает или обеляет грязные политические махинации. В погоне за успехом гибнет дарование Люсьена, он постепенно утрачивает иллюзии, поддается тлетворному воздействию духа стяжательства.

История Люсьена воспроизводит в миниатюре Францию XIX в. и в то же время выходит за пределы Франции, объемлет весь XIX в. и острейшие проблемы его художественной культуры.

Моральное падение (вплоть до преступности), порожденное хищническими инстинктами буржуа, укрепляющими свои позиции в сфере экономики и политики, изображено в повестях «Старая дева» (1836), «Пьеретта» (1840), «Жизнь холостяка» (1841), «Провинциальная муза» (1843).

«Сцены парижской жизни» — наиболее значительное достижение писателя по силе проникновения в механизм государственного миропорядка. Париж для Бальзака — средоточие противоречий современности, город резких социальных контрастов, исполненный зловещей и мрачной поэзии («История тринадцати», 1834). Быт буржуа и аристократии, жизнь парижских улиц, убогое существование простонародья отражены в произведениях, составивших этот цикл: «Феррагус, предводитель деворантов» (1833), «Герцогиня де Ланже» (1834), «Фачино Кане» (1836), «Тайны княгини де Кадиньян» (1839). Хозяин жизни, тот, кому все доступно и подвластно, — главный герой и большинства романов этого цикла. Это финансист Нусинген из романа «Банкирский дом Нусингена» (1838), дельцы из романов «История величия и падения Цезаря Бирото» (1837), «Деловой человек» (1845), всемогущие бюрократы из романа «Чиновники» (1837), прожигатели жизни из романа «Принц богемы» (1839). Все они во власти стяжания, повелители и вместе с тем прислужники обезличивающего их чистогана, его марионетки, или, как гласит заглавие одного из произведений этого цикла, — «Комедианты неведомо для себя» (1846). Для них нет честных путей к преуспеванию, нет иных душевных устремлений, кроме наживы, поэтому они враждебны подлинному искусству с его полетом духовности, поэтому они развращены в материальном потребительстве, наслаждениях, поэтому они циничны в своей самодовольной тупости, в утверждении своего мнимого превосходства и безграничности своей власти над миром. Продажность, возведенная в основной жизненный принцип, обретает глубокое социальное обобщение в романе «Блеск и нищета куртизанок» (1847). Общество тотальной коммерции, как «огромное современное чудовище», воплощено в образе Вотрена, беглого каторжника Жака Коллена, принявшего на сей раз облик благочестивого аббата Карлоса Эрреры. Его история обнажает черты всеобщей коррупции, беспринципности и преступности в мире, где в азарте обогащения торгуют не только вещами, но и телом, и духом. Вотрен пытается ввести Люсьена в высшие сферы общества. Неистребимость Вотрена — и в том, что в своих действиях он столь же безнравствен, что и почтенный банкир Нусинген, и в том, что после цепи событий, связывающей Люсьена де Рюбампре с куртизанкой Эстер, которая продавала себя ради него, и оканчивающейся безысходной трагедией, он вновь выплывает на поверхность уже в качестве блюстителя порядка — полицейского агента.

Романы «Кузина Бетта» (1846) и «Кузен Понс» (1847) объединены общим названием «Бедные родственники». В них Бальзак обрисовал неудавшиеся жизни двух глубоко различных между собой натур. Кузина Бетта, завистливая и мстительная, озлобленная своим зависимым положением в семье барона Юло, становится, в конечном итоге, жертвой собственных козней. Мягкий и слабохарактерный Понс, поглощенный своей страстью к искусству, вызывает презрение своих высокопоставленных родственников, готовых ради богатства на грязные махинации и подлые преступления.

Ностальгия по человечности, попранной в мире холодного расчета, проступает в ненависти кузины Бетты к богатым родственникам и в благодушии и наивности кузена Понса. И если искусство для Понса было источником бескорыстной радости, то для его состоятельной родни оно стало средством удовлетворения низменно корыстных вожделений.

В «Сцены военной жизни» вошел роман, который принято рассматривать как исторический пролог «Человеческой комедии», — «Шуаны, или Бретань в 1799 году» (1829). Его событийную основу составляет один из эпизодов борьбы войск республиканской Франции против роялистских мятежников-шуанов в 1799 г. Действие развертывается в западных провинциях Франции — Бретани и Вандее, где вспыхнуло восстание крестьян-шуанов, инспирированное против республики дворянами-монархистами и католическими священниками. Офицеры-республиканцы Юло, Жерар, Морель разгадывают интриги врагов демократии и свободы и своей самоотверженной преданностью социальным идеалам предопределяют неизбежность разгрома мятежа.

«Сцены политической жизни» образованы из нескольких произведений, в числе которых выделяется роман «Темное дело» (1841), основанный на действительном историческом факте. В образе карьериста и приспособленца графа де Гондревиля Оноре де Бальзак резко обличил крупную буржуазию — опору военной диктатуры Наполеона I. «3. Маркас» (1840) — зарисовка, разоблачающая послушный парламентаризм, политиканство, двурушничество в период Июльской монархии, которая, по словам автора, характеризуется «подчинением национальных интересов эгоизму отдельных лиц».

Заслуживают внимания и два романа из «Сцен сельской жизни». В «Сельском враче» (1839) отражена положительная социально-политическая программа Бальзака, носившая утопический характер: герой романа доктор Бенаси надеется использовать частные интересы на благо людей и путем «улучшения» капиталистического общества избавить народные массы от нищеты, ограничить хищничество богачей. В «Крестьянах» (1845) воссоздана картина сельской жизни периода Реставрации. Писатель показал здесь процесс закабаления крестьян капиталистами — ростовщиком Ригу и лесоторговцем Гобертеном, обрекающими обитателей деревни на долгую зависимость, отсталость и невежество.

В «Философских этюдах» «Человеческой комедии» центральное место занимает роман «Шагреневая кожа» (1831). Динамика развития собственнического общества представлялась Бальзаку самоистребительной — безудержное стремление к богатству и наслаждению истощает жизненные соки и предвещает неотвратимое опустошение личности и ее гибель. Оноре де Бальзак смело вводит в ткань повествования фантастику и с ее помощью убедительно демонстрирует невидимую пружину, приводящую в действие «Человеческую комедию». Герой романа парижанин Рафаэль Валентен неожиданно становится обладателем могучего талисмана — куска шагреневой кожи с волшебным свойством. Надпись на коже гласила: «...Желай, и желания твои будут исполнены. Но соразмеряй свои желания со своей жизнью. Она — здесь. При каждом желании я буду убывать, как твои дни...» Герой поставлен перед выбором — жить полнокровно, кипуче, но кратко или долго влачить серое, однообразное существование. Фантастическая предпосылка помогает выявить драматизм на всем пути человеческих исканий. С ее помощью автор показывает пагубность эгоизма, разрушающего смысл бытия, и создает символ бесцельно растраченной, быстротекущей людской жизни.

Бесцельной, самопожирающей праздности Оноре де Бальзак противополагает иные духовные ценности, устремления. Герои повестей «Неведомый шедевр» (1831) и «Поиски Абсолюта» (1834) живут и сгорают в высоком напряжении мысли и чувства, стремясь достичь совершенства в искусстве и науке. В «Красной гостинице» (1831) показано ознаменованное преступлением начало карьеры отъявленного наглеца банкира Тайфера, выступающего также в романах «Шагреневая кожа» и «Отец Горио». Острой антицерковной направленностью отличается фантастическая история о чудодейственном средстве, обладателем которого стал богатый развратник, персонаж повести «Эликсир долголетия» (1830), по сути не осознающий, в чем ценность быстролетящего времени. К «Философским этюдам» отнесен Бальзаком и «Прощенный Мельмот» (1835).

«Аналитические этюды» — «Физиология брака» (1829) и «Мелкие невзгоды супружеской жизни» (1846) — явились своего рода попыткой исследования буржуазной семьи, жизнь которой развернута в панорамном охвате во всех эпизодах «Человеческой комедии».

Новеллистика Бальзака по тематической направленности близка его романам. Она как бы создает вокруг развернутых сюжетов крупного жанра то многоцветье индивидуальных судеб, что придает изображенному времени характер исторической эпохи, когда взаимоотношения человека и общества обусловлены определенной закономерностью.

Герой рассказа «Покинутая женщина» (1832) ради брака по расчету покидает свою возлюбленную. Погоня за богатством и ложные понятия о чести разрушают не только его личное счастье, но и приводят к трагической развязке, ибо нравы, диктуемые собственническим эгоизмом, несовместимы с сильными искренними чувствами.

Судьба бездарного, но преуспевающего художника изображена в рассказе «Пьер Грассу» (1840).

Простые люди олицетворяют благородные чувства, бескорыстие, доброту, подлинную человечность. Водонос Буржа помогает бедному студенту закончить образование и стать знаменитым хирургом («Обедня безбожника», 1836). Отставной солдат Верньо заботится о больном, отвергнутом верхами общества полковнике («Полковник Шабер», 1832).

Оноре де Бальзак создал в подражание «Декамерону» цикл «Озорные рассказы» (1832—1837), в которых обратился к быту и нравам эпохи Возрождения и восславил жизнерадостность, оптимизм, веру в человека. С сочным юмором он рассказал о прекрасных женщинах, вдохновительницах любви и предмете поклонения («Красавица Империа», «Замужество Красавицы Империи»), о сметливости и находчивости простых людей («Наследник дьявола»), о верности, сокрушающей все преграды («Настойчивость в любви»), о забавной детской непосредственности («Наивность»). Контрастом к этой картине выглядит трагическая история прямодушной мавританки, привезенной во Францию, принявшей христианство. Ее несметные богатства стали предметом лютой зависти со стороны церковников, которые обрекли ее на суд инквизиции («Ведьма»).

Значительное место в литературном наследии Бальзака занимает «Этюд о Бейле (Фредерике Стендале)», где он психологически точно нарисовал творческий портрет своего современника, мастера слова, творца незабываемых литературных образов.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3941