Меню сайта
Главная » Статьи » Теория литературы и др.

В разделе материалов: 202
Показано материалов: 71-80
Страницы: « 1 2 ... 6 7 8 9 10 ... 20 21 »

Эпиграф - предтекст, цитата, помещенная перед основным текстом художественного произведения. Он представляет собой, как правило, отрывок из некоторого произведения, созданного ранее и чаще всего другим автором (бывают, правда, и ситуации, когда в качестве эпиграфа автор выбирает строки из своего собственного сочинения). 


Мы привыкли к тому, что эпиграмма непременно должна быть остроумной. Но не всегда находилась она о ведомстве остроумия. В Древней Греции и Риме эпиграмма, например, выполняла задачи эпитафии: была надписью на надгробиях и предметах, приносимых в жертву богам. Постепенно выделяясь в самостоятельный жанр, она сблизилась с элегией и в IV—III вв. до н.э. разрабатывалась греческими лириками в плане афористических сентенций — философских, описательных, любовных, застольных.


Элегия возникла в Греции в VII в. до н.э. Первоначально так называлось любое стихотворение, предназначенное для исполнения под аккомпанемент флейты и в соответствии с этим написанное так называемым элегическим дистихом (сочетанием гекзаметра и пентаметра). Своей связью с пением и большим объёмом она отличалась от эпиграммы, также писавшейся этим размером; тематика же не имела для нее значения: известны военные элегии Тиртея, политические — Солона и т. д.


Эзоповский язык - иносказательная манера поэтической речи. Получил название по имени древнегреческого баснописца Эзопа, который жил в VI в. до н. э. Личность Эзопа легендарна. Неизвестно, существовал ли он на самом деле. Древнегреческие историки утверждали, что он был рабом, погибшим по навету, и сочинял исполненные мудрости и аллегорического значения басни, собственно, и послужившие причиной его гибели.


Частушка - популярный малый жанр народного фольклора, в основном песенно-декламационный, представляющий шуточную полемическую или лирическую словесно-музыкальную миниатюру. Четкий ритм и рифмовка - опорные явления при построении частушки. В самостоятельный жанр она оформилась в конце XIX в., одним из первых ее исследователей был Г. И. Успенский. 


Цитата в стихах (от лат. citatum от citare - призывать, называть). Цитата — вещь распространенная. В статьях и размышлениях, в рецензиях и полемических заметках цитата из художественного произведения дает начало той или иной мысли автора, либо иллюстрирует сё, убеждает читателя в справедливости критического высказывания, либо приглашает его к совместным раздумьям.


Суггестивная лирика (от лат. suggestio) - внушение, намек, указание) - вид лирики, в котором основой содержания является ассоциативное сочетание смысловых и интонационных оттенков, способность слова вызывать неназванные представления, ассоциациями замещать «пропущенные звенья» (О. Э. Мандельштам), то есть логические предметно-понятийные отношения.


Сонет (от итал. sonare — звучать). Создателем сонета считается сицилийский поэт Якопо да Лентини, в первой половине XIII в. служивший нотариусом при дворе Фридриха Второго.


В художественном образе, как и в каждом литературном явлении, всё скреплено и собрано воедино строго определённой логикой — логикой символа, для которого характерна предельная концентрация смысла, что придаёт его содержанию беспредельную глубину и объёмность.


Свободный стих (от фр. vers libre — верлибр). При всём интересе к форме свободного стиха теоретически она недостаточно проявлена и закреплена в определенных границах и остаётся живым явлением современного стиха. С начала XX в. в русское стиховедение верлибр пришёл как термин западной поэтики (верлибр введён французским писателем Г. Каном в 1884 году) и представлял собой стихи без рифмы и метра, расположенные графически как стихотворение с его ритмико-звуковой соотнесённостью, с непериодической и неузаконенной сменой мер повтора.


1-10 11-20 ... 51-60 61-70 71-80 81-90 91-100 ... 191-200 201-202