Меню сайта

Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Свободный стих (верлибр): характеристика и авторы верлибров

  • Статья
  • Еще по теме

Свободный стих (от фр. vers libre — верлибр). При всём интересе к форме свободного стиха теоретически она недостаточно проявлена и закреплена в определенных границах и остаётся живым явлением современного стиха. С начала XX в. в русское стиховедение верлибр пришёл как термин западной поэтики (верлибр введён французским писателем Г. Каном в 1884 году) и представлял собой стихи без рифмы и метра, расположенные графически как стихотворение с его ритмико-звуковой соотнесённостью, с непериодической и неузаконенной сменой мер повтора.

Формация свободного стиха отличалась от равносложного силлабического и равносложного силлабо-тонического стиха.

Свободный стих как явление, характеризующее этапы развития русского языка, имел богатую предысторию, его бытование можно проследить в многочисленных народно-поэтических образцах всевозможных фольклорных жанров. Верлибры же, или свободные стихи, ассоциирующиеся с именами французских поэтов-символистов конца XIX в. и стихами бельгийца Эмиля Верхарна, явление сугубо литературное, отразившее переложение (перевод) на русский язык иностранного текста с особым стихотворным членением. Наличие «свободных ритмов» было свойственно предромантикам и романтикам (И. Гельдерлин, У. Блейк, Г. Гейне), сходным путём шёл в творчестве У. Уитмен, в русской поэзии у основ свободного стиха имя Сумарокова.

В литературоведении начала XX в. свободные стихи делили на категории: метрическую и дисметрическую. С этих позиций литературный трёхдольный метрический свободный стих использовали Жуковский, Дельвиг, Глинка, Лермонтов. А. К. Толстой, Бальмонт, Брюсов, Блок, Волошин, Бунин, М. Кузмин, А. Белый и другие. Как образец дисметрического свободного стиха выступает поэма «Слово о полку Игореве», частично сюда же можно отнести раннюю виршевую поэзию, русские былины и лирические духовные стихи. Свободный стих охватывает философскую проблематику, в произведениях с эпическим зачином он приобретает особую актуальность, позволяя энергично и пластично включать историческую память (античный срез), еще Вяч. Иванов отмечал сближение современного свободного стиха с классической японской поэзией, - уже по всему этому можно судить о неограниченных возможностях этой формы.

Возможно, точнее суть свободного стиха выражает трактовка, что в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию, в которой произносится каждая из стихотворных строк-фраз верлибра. Эта повторяющая интонация, выраженная в синтаксическом построении фразы, и определяет своеобразный ритм стихотворения (Тимофеева Л. И., Венгерова Н. П. «Краткий словарь литературоведческих терминов». М.: 1963).

В начале 1920-х годов свободный стих временно переживает своеобразный расцвет. Есенин, Хлебников, Заболоцкий и другие поэты частично обращаются к верлибру, но он не получает широкого звучания в стиховой культуре. Некоторые критики находят свободный стих непродуктивным для русского языка, не последнюю роль играют и политические причины. В зарубежной литературе верлибр в XX в. — одна из основных форм, в том числе и в новоевропейской поэзии. М Л. Гаспаров пишет, что до середины 1950-х годов поэт Кс. Некрасова, почти не печатавшаяся, была единственной, кто сохранял традицию свободного стиха. Её верлибры продолжали путь, намеченный Хлебниковым, но последователей в широком смысле она не имела.

С 1960-х годов свободный стих появляется в творчестве Рыленкова, Винокурова, Солоухина, Кирсанова, В. Гончарова, Яшина, Сельвинского, Левитанского, Слуцкого. Это, с одной стороны, объясняется оживлением контактов с современными зарубежными поэтами (переводы поэзии Элиота, Неруды, Хикмета и другие), взаимовлиянием литератур народов бывшего СССР, представленных поэтами Межелайтисом, Драчом, Танком и другими мастерами, а с другой — поиском своего пути развития русского современного стиха, имеющего свою историю.

И прежде всего это дисметрический свободный стих, который можно рассматривать в двух аспектах: интонационно-фразовый стих и ударник. И тот и другой могут быть с рифмами и без рифм. Его развитие многомерно и глубоко связано с традициями и фольклором новейших форм народного творчества.

Свободный стих как явление сугубо литературное постепенно набирает круг тем и интонационных возможностей в современном русском языке, следуя своей органике и размывая границы визуального и звукового. В этом направлении работали Андрей Белый, Николай Гумилев, Кирсанов. В 1960-1990-х годах Иосиф Бродский не без влияния англоязычной литературы расширял возможности современного свободного стиха в русском языке, стремясь к увеличению возможности ритма путем перекомпоновки и разрывов. А. Вознесенский (хотя спектр интересов последнего куда более широк) экспериментирует с созданием метатекста и измененным состоянием расширенного сознания, совершенствуя технику синкретического свободного стиха

И все же в русском языке верлибр существует пока как ответвление от традиционного направления. Его не следует отождествлять с вольным стихом, который представляет собой обычный силлабо-тонический стих.

Источник: Поэтический словарь. - М.: ЛУч, 2008 

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Категория: Теория литературы | Добавил: katerina510 (27.11.2016)
Просмотров: 1813 | Теги: Верлибр, свободный стих