Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Частушка (фольклорный жанр): особенности, своеобразие

  • Статья
  • Еще по теме

Кратко:

Частушка - жанр устного народного песенного творчества; миниатюрное стихотворение, обычно из четырех строк, написанное «на злобу дня», на политическую, общественную, любовную, семейную, бытовую и прочие темы.

Например:

Лоботрясу Агафону

Подключили телефон.

Он, шутя, по телефону

«Озадачил» весь ОМОН,

или

В ЦРУ и ФБР

Нынче безработица:

Развалился СССР -

Не за кем охотиться.

Для частушки характерны частый ритм, юмор, ирония, выразительность языка, повторы, параллелизм. Как правило, они написаны хореическим стихом.

Форму частушки использовали и литераторы. Ее можно встретить в произведениях С. Есенина М. Шолохова, В. Шукшина, А. Солженицына и др. Например, у А. Блока в поэме «Двенадцать» третья часть стилизована под частушку:

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить -

В красной гвардии служить -

Буйну голову сложить!

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Частушка - популярный малый жанр народного фольклора, в основном песенно-декламационный, представляющий шуточную полемическую или лирическую словесно-музыкальную миниатюру. Четкий ритм и рифмовка - опорные явления при построении частушки. В самостоятельный жанр она оформилась в конце XIX в., одним из первых ее исследователей был Г. И. Успенский. Проникновение в народ и интерес к частушке нельзя сравнить ни с одним жанром фольклора: Она возникла почти одновременно во всех областях России, размывая границы городской и сельской культуры, авторство её, за редчайшим исключением, принадлежит народу.

Исполнители частушек в зависимости от местности привносят в неё свой колорит. В центральных областях России, в основном во время перепляса, она звучит напевной скороговоркой, некоторые частушки выкрикиваются с серьёзной деловитостью, другие исполняются под гармонь, бубен, рожок, нередко они распеваются, переходя в шуточные перебранки, соперничество и соревнование голосов. Частушка исполняется перед слушателями (в какой-то мере соавторами), активно включёнными в совместное творчество, поскольку она является элементом народных «кругов», игрищ, праздничных гуляний, домашних народных посиделок и т. п. В северных областях и на Урале в местах, где распространены «страдания», они поются протяжно, а обычная частушка по манере исполнения приближается к плясовым.

Интересующий нас жанр охватывает все разнообразие общественных и житейских ситуаций. Их можно разделить на лирические попевки (в них обычно четыре строки, в особом виде попевок - страданиях - две строки), комического плана пародии-несклалухи, перевертыши, плясовые припевки (в плясовых припевках выделяется «Семеновна»). Но в зависимости от местности, где прописана частушка, она имеет и свое характерное название: пригудка, скакуха, цыганочка, вертушка, топтушка, прибаска, прибрешка и другие.

Старинные и современные псковские частушки, собранные фольклористом А. Ф. Голубевым, числом более двадцати тысяч, включают разделы: игровые частушки, осенние, партизанские, перестроечные, пародийные. Более ста тысяч частушечных текстов собрал писатель И. Бойко. Они вошли в книги «Частушки, припевки, страдания, кубанские застольные песни», «Ставьте ушки на макушки - современные частушки», «Отрадненские частушки, припевки, страдания» и другие. Интересующий нас жанр отражает наиболее полно жизнь народа, объединив фольклорные и литературные традиции, он стал одной из излюбленных форм проявления народного духа.

Образно-ритмической формой частушки были увлечены поэты В. Маяковский, С. Есенин, А. Блок, М. Цветаева, Демьян Бедный, М. Исаковский, А. Твардовский, В. Высоцкий, Б. Окуджава. Частушки работали как агитационные, просветительские, «обживали» любой говор, аудиторию и проблематику. Во все времена частушка — одно из названий «частых» ( в отличие от «протяжных») песен — находила себе новую нишу. В современном нам мире бытует компьютерная частушка, детская, политическая, рекламная, не отменяя и традиционные её направления. Ее относят к молодежному жанру, недаром возникла трактовка, что рэп - это современная частушка.

П. А. Флоренский писал об этом жанре: «...шутливое в глубоком и глубокое в шутливом придают частушке дразнящую и задорную прелесть...»

Источник: Поэтический словарь. - М.: ЛУч, 2008 

🔍 смотри также:
Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 4941