Меню сайта
Главная » Статьи » Теория литературы и др.

В разделе материалов: 202
Показано материалов: 91-100
Страницы: « 1 2 ... 8 9 10 11 12 ... 20 21 »

Путь слова «ода» гораздо короче, чем у таких понятий, как «элегия» или «эпиграмма», упоминавшихся с VII—VI вв. до н. э. Лишь полтысячелетия спустя его начинает утверждать Гораций, а с середины прошлого столетия оно звучит уже совершенно архаично — подобно пииту, слагавшему это заздравное песнопение. Однако эволюция явления не исчерпывается в данном случае историей термина.


Поэтический образ - вербальная форма, в которой поэт (шире - художник) воплотил воспринятые им события, объекты, процессы, явления потока жизни, значимые для его сознания. Поэтический образ 1) раскрывает суть описываемого, закрепляя его в некоторой словесной «картинке», обладающей способностью к визуализации при восприятии; 2) фиксирует эмоциональный, чувственный и интеллектуальный облик значимых для автора событий реального или воображаемого мира.


Народный стих - формы стиха, использованные при создании фольклорных поэтических произведений. Первоначально появился в обрядовой, а затем и в бытовой народной поэзии. Для всех известных национальных литератур (например, французской, немецкой) народный стих является базовым в сюжетном и жанрово-видовом плане 


Макаронические стихи (от итал. poesia maccheronica, от maccheroni — макароны) - поэтический жанр, в котором главным художественным средством служит смешение слов родного языка автора со словам иноязычными, употреблёнными в соответствии с грамматическими законами «основного» наречия; данное смешение придаёт произведению шуточную природу. 


Перед читателем лирического произведения не может не возникнуть вопрос, а с кем же он разговаривает, в чью речь вслушивается, о ком узнает столь много неожиданного и интимного? Разумеется, авторский голос слышен в любом произведении вне зависимости от его родовой принадлежности. С этой точки зрения особой разницы между эпопеей «Война и мир», драмой «Три сестры» и лирической миниатюрой Фета не существует. Важно другое.


Лирические отступления – внесюжетные, жанрообразующие и структурно значимые элементы текста, встречающиеся в литературном произведении «большой формы» (роман, поэма) и вносящие в повествование признак авторского присутствия. Обычно лирические отступления имеют вид «фрагментов», «вставок», «боковых веток» (С. Д. Кржижановский), прерывающих основной рассказ.


Лирикой называют один из литературных родов наряду с эпосом и драмой. Но уместнее смотреть на нее как на особый тип мировосприятия, выражавшийся в разные века в разных литературных формах (в том числе в эпических и драматических). В основе лирического взгляда на мир — «переживания и страсти сердца и духа» (Гегель), «излияние восторженного сердца» (Державин), «излияние томно-горестного сердца» (Карамзин).


Легенда (от лат. legenda, legendum - отрывок, подлежащий чтению) - 1) фантастический рассказ о каком-либо персонаже или событии (например, легенда о корабле-призраке «Летучий голландец», о графе Брюсе и другие); 2) сюжет из христианской литературы, из жития Христа или какого-либо святого (например, сборник «Легенд о Христе» С. Лагерлеф);....


Куртуазная поэзия (от франц. courtois – вежливый, учтивый, от cour - двор) - рыцарская поэзия, зародившаяся в средневековой Франции и распространившаяся в других европейских странах. Основа этого вида искусства - представления о «мере, вежестве и постоянстве» в служении рыцаря Прекрасной Даме. 


Колядка — 1) один из «средних» фольклорных жанров, стихи, исполняющиеся в Коляду, языческий славянский праздник зимнего солнцеворота, после принятия христианства на Руси слившийся со святками; 2) в узком смысле - народное название рождественских песен, духовных стихов, приуроченных к Рождеству. 


1-10 11-20 ... 71-80 81-90 91-100 101-110 111-120 ... 191-200 201-202