Меню сайта

Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Народный стих: характеристика, особенности

  • Статья
  • Еще по теме

Народный стих - формы стиха, использованные при создании фольклорных поэтических произведений. Первоначально появился в обрядовой, а затем и в бытовой народной поэзии. Для всех известных национальных литератур (например, французской, немецкой) народный стих является базовым в сюжетном и жанрово-видовом плане (в Италии жанр народной поэзии canzoniere породил литературный жанр канцоны (песни)), несмотря на различие в способе стихосложения, вызванное изначальным принципом бытования: народный стих предназначен для пения или речитативного исполнения, авторский - для декламации. Первый принцип предполагает сходство с живой естественной разговорной речью, второй - поэтическую «искусственную» речь (это, как правило, в современном мире - силлабо-тоническое стихосложение), метрически организованную и поэтому радикально отличающуюся от обыденного говорения. 

Образы, персонажи, зачастую даже композиционные и стилистические приёмы народного стиха, равно как и элементы его метрической и структурной организации и архитектоники, ложатся в основу письменного авторского творчества (см. поэзию Франсуа Вийона). В фольклоре встречаются разнообразные способы организации народных стихов в диапазоне от акцентного до метрического. Каждая национальная культура порождает свою систему жанров народной поэзии с различными формами народных стихов. Существуют жанры, общие для разных культур (песни, баллады). Также общей является иерархия жанров (формы народных стихов различаются в «высоких» жанрах (баллада, былина и другие) и в «малых» (загадки у всех народов, «жонглерская поэзия» во Франции, частушки в России и другие). Изучение народного стиха в разных странах началось в эпоху предромантизма и романтизма (конец XVIII — начало XIX в.).

В современных русских народных стихах, сохранившихся в среде старообрядчества, тонический стих органично соседствует с силлабическим. Однако древнейший принцип народного стиха -тонический, т. к. силлабика изначально являлась показателем книжной культуры.

В русском народном стихе встречаются, наряду с дисметрической формой, различные метрические формы, паузный стих, рифмованные и нерифмованные стихи. Переходной формой между народным и литературным стихом служит поэзия виршевиков (XVII в.; Стефан Яворский и другие), во многом следовавших фольклорной традиции, но ориентировавшихся на создание литературы, в основе которой - письменный инвариант текста. Объединяющим началом для народного и литературного стиха (включая и виршевую поэзию) является тактометрический ритмологический принцип.

Ориентированность русского народного стиха на произнесение вслух обусловливает частую распространённость интонационно-фразовой формы (фразовика). Тематически своеобразное национальное явление русского народного стиха — жанр духовных стихов. Это, прежде всего, «Голубиная книга», но помимо неё - и обширный корпус других произведений. Организация стиха здесь примерно такая же, как и в других жанрах, и жанрообразующим элементом здесь является содержание, представляющее собой соединение христианского и языческого, библейского и фольклорного элементов. Здесь народный стих зачастую сближается с дидактической поэзией. Сюжеты духовных стихов взяты из Библии и житий святых, однако существенно трансформированы исполнителями-сказителями.

Источник: Поэтический словарь. - М.: ЛУч, 2008 

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Категория: Теория литературы | Добавил: katerina510 (25.11.2016)
Просмотров: 1608 | Теги: народные стихи, народный стих