Меню сайта
Статьи » Теория литературы и др. » Теория литературы

Легенда как жанр в литературе: характеристика и примеры

  • Статья
  • Еще по теме

Легенда (от лат. legenda, legendum - отрывок, подлежащий чтению) - 1) фантастический рассказ о каком-либо персонаже или событии (например, легенда о корабле-призраке «Летучий голландец», о графе Брюсе и другие); 2) сюжет из христианской литературы, из жития Христа или какого-либо святого (например, сборник «Легенд о Христе» С. Лагерлеф); 3) небольшое религиозно-дидактическое повествование, построенное по законам целостного текста (завязка, экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка). Здесь также возможны фантастические подробности.

В христианской традиции легенда возникает как на основе Священного Писания, так и на основе Священного Предания (сюжеты, не вошедшие в основной текст Ветхого Завета и оттого не считающиеся вполне каноническими, однако пользующиеся определённым авторитетом). В русской традиции популярными сюжетами для легенды является повествование о святом граде Китеже, ушедшем под воду при приближении врагов, о покровителе Москвы святом Георгии.

Отличие легенды от структурно и тематически близкого жанра предания заключается в присутствии религиозно-мистического сюжетообразующего элемента в легенде.

Интересна история жанра в России. В XVIII и XIX вв., когда православные легенды естественно бытовали в контексте православных служб и храмового обихода, в их литературной обработке не было особой нужды. Религиозная поэзия Г. Державина или А. Пушкина носит медитативный характер, она внесюжетна. Ни эстетика классицизма, ни эстетика реализма, тем более критического реализма, преследовавшего «практические» литературные цели, не располагала к развитию жанра. Исключения — в прозе - составляют элементы легенды в творчестве Н. Лескова и Ф. Достоевского. Поэтические легенды появляются в отечественной литературе в эпоху символизма, когда налицо становится кризис религиозного чувства и в кругах интеллектуальной элиты обостряются потребности в его оживлении. Так появляется, например, «Сказание о разбойнике» В. Брюсова с характерным подзаголовком «Из Пролога» («Пролог» - древнерусский сборник житий святых).

Своеобразный пример «антилегенды» находим в стихотворении Ю. Верховского «Дети Адамовы». Сюжет стихотворения - пересказ старинного письма, в котором рассказывается о том, как жил Адам после изгнания из рая. 

Как он завод свой заводил - строенье 
Хоромное, и пахоту ржаную,
И ловлю рыбную, и сенокосы, 
И прочее.

Жизнь Адама описана как мучительное метание от следствия к причине, происходящее на бытовом уровне.
Поэтические легенды - один из любимых жанров М. Кузмина, также бравшего сюжеты для своих оригинальных сочинений из «Пролога». Легенду о граде Китеже неоднократно использовал в своей поэзии Н. Клюев («Песнь о великой матери», «Русь-Китеж» и другие).

Чисто литературная легенда достигает своего расцвета в эпоху романтизма. Героями ее становятся вымышленные или исторические персонажи, одержимые стремлением к свободе, переполняемые стихийными порывами. Примером такой легенды является стихотворение М. Лермонтова «Воздушный корабль» о периодическом воскрешении покойного императора Франции Наполеона Бонапарта, важной фигуры романтической мифологии. Современные тенденции свести жанр легенды только к религиозной тематике представляются лишёнными основания.

Источник: Поэтический словарь. - М.: ЛУч, 2008 

Понравился материал?
14
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 15124